Варшава создаёт новый очаг напряжённости на Балтике

Балтийская коса – «большие военные корабли» будут американскими?

Варшава может создать новый очаг напряжённости на Балтике

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Несколько дней назад два высокопоставленных польских политика, глава партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский и министр морской экономики Марек Грубарчик, взяли в руки лопаты и отправились на песчаный пляж, наметив место для строительства канала, который разрежет Балтийскую косу. 

Шоу на Балтийской косе, в центре Ярослав Качиньский. Фото: wiadomosci.wp.pl

Для поляков это Вислинская коса, другого названия в Польше не признают. Коса тянется с юго-запада на северо-восток, от Польши к Калининградской области, и представляет собой участок суши длиной 65 км, из которых тридцать пять – территория Российской Федерации, а остальное польская территория. Северная (российская) часть косы административно связана с городом Балтийском, от которого она отделена проливом. Ширина косы невелика – максимум 8-9 километров, а кое-где всего 300 метров. 

Стратегическое значение Балтийской косы хорошо понимали ещё в те времена, когда эти песчаные дюны принадлежали кайзеровской Германии и нацистскому рейху. Прямо напротив Пиллау (с 1946 года Балтийск) был построен мощный форт. На косе гитлеровцы оборудовали аэродром и базу гидросамолётов, позволявшую им контролировать значительный участок Балтийского моря. После войны здесь располагалась воинская часть советских ВВС. И вот здесь польские власти задумали прорыть судоходный канал (через южный участок косы), мотивируя это экономическими интересами порта Эльблонг. Для этого Ярослав Качиньский и вышел с лопатой на балтийский пляж, вкопав в песок вместе с министром Грубарчиком геодезический знак.

Схема будущего канала. В 2022 году он должен принять первые корабли. Фото: tvp.info

Схема будущего канала. В 2022 году он должен принять первые корабли. Фото: tvp.info

В феврале 2017 года польский Сейм принял закон о строительстве канала через Балтийскую косу. Главным мотором предприятия является Ярослав Качиньский. Формально он лишь глава правящей партии «Право и справедливость», однако и президент Анджей Дуда, и премьер Беата Шидло – его ставленники. 

Мотивируется необходимость строительства канала тем, что порт Эльблонг стагнирует. А корень зла, дескать, заключается в том, что польские и другие суда, чтобы проследовать в Эльблонг, должны пройти через российские территориальные воды мимо Балтийска; для Качиньского это повод говорить о «зависимости от России». Между прочим, корабли, идущие в Эльблонг через Балтийск, платят за проход смехотворную сумму в 50 евро. Кроме того, рядом функционируют два крупнейших польских порта Гданьск и Гдыня, и обосновать экономическую необходимость третьего чрезвычайно сложно. 

Вокруг планов строительства канала через Балтийскую (Вислинскую) косу в Польше уже началась драка. Едва лишь Качиньский вкопал на косе геодезический знак, как оппозиционная партия «Гражданская платформа» собрала пресс-конференцию и обвинила «Право и справедливость» в мошенничестве, фальсификациях и махинациях с финансами. Один из основателей и лидеров «Гражданской платформы» Дональд Туск ещё раньше заявлял: «Проект перекапывания Вислинской косы с сомнительным экономическим смыслом является исключительно политическим трюком». Вспомнили и об отсутствии заключения экологов. 

«Право и справедливость» отвечает своим политическим оппонентам жёстко. На днях Михал Ях, председатель комиссии по национальной обороне в Сейме, заявил, что те, кто повторяют российские аргументы против канала, являются «изменниками родины». Подобное слышится не впервые; весной, когда региональный совет Поморского воеводства дал отрицательное заключение по каналу, из Варшавы раздались обвинения в работе «на Кремль».

И вот после шоу с лопатами Ярослав Качиньский, ранее напиравший на экономическое значение будущего канала (весьма, повторяем, сомнительное), проговорился, заявив, что через канал «смогут проходить большие военные корабли». Эти слова Качиньского дают ключ к пониманию всей ситуации с планами превращения Балтийской косы в остров: Эльблонг может стать военно-морской базой. Только не польской. Ударная сила ВМС Польши – два старых американских фрегата, спущенных на воду ещё в конце 1970-х годов и впоследствии переданных полякам. Нетрудно предположить, что «большие военные корабли» могут быть лишь американскими. А забота Качиньского об Эльблонге объясняется тем, что там планируется разместить ставку командования батальонов НАТО, развёрнутых на «восточном фланге» альянса. Не стоит гадать, приведёт ли всё это к усилению российской группировки на базе в Балтийске, к восстановлению военного аэродрома на косе и к возникновению нового очага напряжённости.

В Польше с некоторых пор упорно муссируется тема постоянной американской военной базы; среди населения даже проводятся опросы, использовать ли для гипотетической американской базы в Польше название «Форт Трамп». 

В Москве заявили, что при появлении в Польше новой американской базы Россия примет ответные меры. В Варшаве этих сигналов предпочитают не замечать. 15 октября было опубликовано большое интервью Кшиштофа Щерского, главы канцелярии президента Польши. На вопрос, не создаст ли Москва в ответ на «Форт Трамп» свой «Форт Путин», Кшиштоф Щерский заявил, что это они, поляки, защищаются от соседа с востока, а у России нет причин создавать свою базу в противовес американской. Из уст высокопоставленного и опытного польского чиновника аргумент прозвучал смешно: Щерский же понимает, что не ему решать, на что есть у России причины, а на что нет.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться