Обстрел ВСУ посёлка Донецкий (ЛНР) 20 ноября 2018 года

Polityka: Украина постепенно превращается в Израиль

Украинские эксперты считают войну в Донбассе «лучшим из возможных» вариантов

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Через пять лет после начала «революции достоинства» Киев оказался заложником войны в Донбассе – победить в этой войне он не в состоянии, так же как и признать поражение и потерять навсегда часть территории. Поэтому у Киева сегодня один выход  –  продолжать вооружённый конфликт на востоке страны. Если же вдруг война закончится, то в стране начнётся политический кризис, рассуждает польский общественно-политический журнал Polityka вместе с представителями украинского экспертного сообщества.

Украина постепенно превращается в Израиль – страну, которая ведёт военные действия, но в которой одновременно продолжается нормальная жизнь. Но Киев не объявил Москве войны: граница открыта, курсируют автобусы, поезда. Линию фронта в Донбассе в сутки пересекают 30-40 тысяч гражданских, например, отправляясь получать украинские пенсии, пишет издание.  

По мнению Дениса Казанского, донецкого журналиста, переехавшего в Киев, Россия отдаст Донбасс лишь на своих условиях: Киеву придётся предоставить региону максимально широкую автономию, предусматривающую в том числе право вето в сфере внешней политики. В таком случае Донбасс станет якорем, который будет удерживать Украину на востоке, не позволяя ей продолжать путь на Запад. Об интеграции с Евросоюзом или НАТО не будет и речи, пишет автор статьи Збигнев Рокита (Zbigniew Rokita). 

«Войну мы не проиграли, так что не стоит капитулировать. Многим кажется, что это принесёт мир, но на самом деле будет наоборот: начнётся политический кризис и ещё более страшная война. Украинцы начнут сражаться на улицах друг с другом. То, что конфликт продолжается, это сейчас самый лучший из всех возможных вариантов», – цитирует Polityka Казанского, которому продолжение войны кажется не только допустимым, но и «лучшим» вариантом.

Киев таким образом становится заложником войны: он не может ни победить, ни признать своё поражение, раз и навсегда потеряв часть восточных земель, а украинцы всё чаще задумываются, так ли уж нужны им «евроинтеграция или территориальная целостность любой ценой». 

Впрочем, на Украине всё чаще говорят о том, что утрата Донбасса принесла немало плюсов, отмечает Polityka

«Во-первых, не стало пары миллионов избирателей, среди которых преобладали сторонники интеграции с Россией. Во-вторых, Украина извлекла экономическую выгоду: Донбасс приходилось дотировать, устаревшие заводы и шахты были нерентабельными. В-третьих, мы избавились от большого числа агентов, в этом регионе внешние влияния были очень сильны», – объясняет член экспертного совета киевского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Павел Кост, упорно повторяя миф времён «оранжевой революции» о якобы дотационном Донбассе.  

Кост также напоминает, что 75% местных сотрудников Службы безопасности Украины, 80% сотрудников МВД, а также многие пограничники перешли на сторону сепаратистов. Самый же большой плюс, он видит в том, что процесс формирования современной политической нации ускорился.  

Интересного эксперта цитирует Polityka: положительный момент в потере Донбасса он видит избавлении Украины от «балласта» в виде инакомыслящего населения (опускаем бредни об «устаревшей» и «дотационной» экономике Донбасса, без которой, как показала жизнь, «обновлённая» майданом страна просто не может существовать – оттого-то и покупает донбасский уголь под видом африканского). Странно, что автор не видит в этих речах проявления нацизма: аналитик прямо говорит о том, что миллионы жителей Донбасса  мешают становлению украинской нации. Это и есть нацизм.

Однако высока вероятность того, что ориентированным на Запад украинцам не удастся взять верх, считает Збигнев Рокита. На фоне продолжающейся войны наблюдается резкий спад проевропейских настроений: жители Украины разочаровываются в Европе. По данным опроса социологической группы «Рейтинг», только в этом году количество людей, одобряющих западный вектор в политике, уменьшилось с 52% до 42%. Одновременно увеличивается доля тех, кто выбирает третий путь, не ведущий ни в сторону России, ни в сторону Запада. 

Павел Кост уверен, что ВСУ смогли бы за несколько недель занять территории республик. Но при одном условии: Киеву должны помочь международные миротворческие силы. На миротворцев уповает и Георгий Тука, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц. Он вообще сторонник того, что образцом военной операции в Донбассе должен послужить так называемый  хорватский сценарий. Но это всё теория, признаёт автор статьи, и надежды на ввод миротворцев исчезают.

Запад уделяет конфликту всё меньше внимания. После весенних выборов в Европарламент срок действия европейских санкций против России могут не продлить, западные же лидеры показывают, что память у них коротка: после встреч Дональда Трампа и Ангелы Меркель с Путиным дипломатический бойкот Кремля стал историей. Издание отмечает, что Запад, судя по всему, хочет не столько найти пути урегулирования конфликта, сколько как можно быстрее его завершить и, возможно, уже пытается заставить Киев пойти на уступки.  

Polityka особо подчёркивает, что война в Донбассе – лишь один из многих фронтов российско-украинской войны, возможно, уже даже не самый важный. Это гибридный конфликт: война идёт на  религиозном,  информационном и на энергетическом фронтах. 

Издание добавляет к списку фронтов ещё один – польский, уверяя, что на этом «фронте» Россия настраивает украинцев и поляков друг против друга. И пугает предстоящими украинскими выборами – «Россия наверняка захочет повлиять на их исход», ссылаясь на мнение Павла Коста.    

 «Я уверен, что россияне спровоцируют локальную эскалацию конфликта. Линия фронта немного передвинется, а украинская армия понесёт большие потери. Цель состоит в том, чтобы привести украинское общество в смятение, показать, что власти не  контролируют ситуацию», – уверяет Кост. 

Если же произойдет эскалация конфликта, Порошенко может ввести военное положение, не объявляя никому войны. «Если так случится, у него появится возможность отменить выборы на части территории или во всей стране. Тогда он останется президентом, пока действует военное положение», – прогнозирует Кост. 

От того, чем закончится российско-украинский конфликт, зависит, в какую сторону передвинется линия разграничения. Польше, соседствующей с обеими сторонами этого конфликта, следует держать это в уме, предупреждает Polityka.   

Соб. корр. ФСК

Фото: Обстрел ВСУ посёлка Донецкий (ЛНР) 20 ноября 2018 года