Накануне, 7 апреля, во всех странах ощущались резкие колебания курсов акций, а также цен на различные ресурсы (включая нефть и газ). Их показатели опустились и варьировались от шести до тридцати процентов. Ряд бирж в разных странах закрылся раньше срока на фоне опасений дальнейшего падения индексов. Криптовалюты последовали за традиционным фондовым рынком и обвалились в среднем на десять процентов. Триллионы долларов «сгорели» в результате торгов. Незначительный рост на международных биржах показали только евро, доллар США, золото и серебро. Такие взаимосвязи еще раз показали куда бегут международные инвесторы в случае непонятных ситуаций на фондовых рынках.
По-видимому, ясности в ближайшее время не предвидится. Финансовыми аналитиками было предсказано сохранение волатильности на уровне примерно 10 % на ближайшую перспективу.
Но в отличие от многих предыдущих подобных «черных дней» в истории нынешняя финансовая буря была ожидаема заранее.
Директор Международного валютного фонда Кристалина Георгиева на прошлой неделе заявила, что тарифные меры «явно представляют значительный риск
для глобальных перспектив в период вялого экономического роста. Важно избегать шагов, которые могут нанести еще больший ущерб мировой экономике. Мы призываем Соединенные Штаты и их торговых партнеров конструктивно работать над устранением торговой напряженности и снижением неопределенности».
Также предполагалось, что экспорт США, особенно из секторов сельского хозяйства и животноводства, сократится в краткосрочной перспективе, поскольку торговые партнеры сократят свой импорт. Американские производители пострадают от снижения доходов — как это произошло с американскими фермерами, выращивающими сою, во время торговой войны 2018-19 годов, — в то время как другие страны будут стремиться восполнить пробел, оставленный Соединенными Штатами.
Ответные меры со стороны других стран также могут привести к повышению существующих тарифов в США, что нанесет ущерб потребителям, поскольку предприятия будут нести издержки в виде более высоких цен. Ожидается, что среднестатистическое американское домохозяйство уже столкнется с увеличением расходов более чем на 1200 долларов в год. Введение ответных тарифов также вызывало другие опасения, включая потенциальное воздействие на фондовый рынок США и снижение доверия союзников к экономическому лидерству США.
И это происходит прямо сейчас.
При этом был один интересный нюанс, сохраняющий интригу: инвесторы и политические лидеры изо всех сил пытались определить, являются ли тарифы Трампа частью постоянного нового режима или переговорной тактикой, направленной на то, чтобы добиться уступок от других стран.
Похоже на то, что будет оба варианта: Трамп будет использовать данную ситуацию для точечных двусторонних переговоров, отстаивая интересы США и в то же время это будет тенденцией, характеризующей его второй президентский срок (с возможностью продолжения этой политике при его преемнике Дж. Ди Вэнсе).
Не случайно он заявил, что и ЕС должны будут заплатить США, возвращая долги, и Китай должен будет сбалансировать свою внешнюю торговлю, устранив имеющийся в США дефицит. А это уже напоминает старые добрые механизмы Realpolitik, а не черную магию турбокапитализма или даже зета-капитализма (термин, использующийся для описания экономики, связанной с высокотехнологичным информационным сектором, куда можно отнести ведущие мировые ай-ти компании).
Но, поскольку ранее все подобные импульсы исходили именно из США, возникает вопрос, не повредит ли Дональд Трамп своими тарифными мерами собственной стране?
Сторонники мировой либеральной экономики еще до ввода в действие тарифов утверждали, что они приведут к упадку экономики США и даже ударят по доллару. Глава Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл предупредил о возможном росте инфляции. На вечер понедельника было запланировано закрытое совещание правления ФРС.
Однако с обвалом фондовых рынков пока этого не произошло. Хотя нельзя исключать, что американская экономика также пострадает в этот переходный период, но и сам Дональд Трамп признал, что в нынешней взаимозависимости это может произойти на первом этапе. Сам он сравнил введение тарифов с медицинскими мерами, которые позволят оздоровить национальную экономику.
С ним согласны консервативные экономисты в США, подчёркивая, что "институционально система международной торговли создана для того, чтобы обманывать нас. Они систематически повышают тарифы для нас, но, что еще важнее, это нетарифное мошенничество. Это налоги на добавленную стоимость. Именно валютные манипуляции, демпинг, экспортные субсидии, фальшивые стандарты препятствуют ввозу нашей сельскохозяйственной продукции и наших автомобилей в Японию. Все эти действия зарубежных стран явно направлены на то, чтобы обмануть нас, и подпадают под санкции Всемирной торговой организации. Итак, президент Трамп говорит, что при нем больше ничего не произойдет. И именно к этому мы и движемся. Мы движемся к сильной Америке, которая снова все сделает сама".
Именно на это и были нацелены меры Дональда Трампа — реорганизация собственной промышленности и приоритеты для американского бизнеса. Кстати, даже либералы отметили, что, по данным на начало апреля, в США было создано 228 тысяч новых рабочих мест. А это довольно высокий показатель, что ясно даже тем, кто мало что понимает в финансово-экономических показателях. Хотя ранее предполагался менее значительный рост на рынке труда.
В данной истории показательно, что все эти меры, приведшие к текущим последствиям, были сделаны намеренно, в отличие от предыдущих обвалов с явно спекулятивными интересами и непомерно раздувшимися пузырями. Более того, руководство США официально выступило не просто против либеральных транснациональных финансово-олигархических элит, но даже против институтов, которые сами и создавали. Структуры Всемирного банка и ООН, озабоченные текущим кризисом, поддаются жесткой критике со стороны новой команды Дональда Трампа и его консервативных сторонников. А их главы панически заявляют о развале глобальной системы многосторонних связей.
Поэтому здесь налицо как политическая идеология (и теперь это называется трампизмом), так и геополитическая составляющая, поскольку разрушается трансатлантическое единство.
И не зависимо от последствий обвала фондовых рынков очевидно то, что для сохранения стабильности национальных экономик (в том числе в России) необходима достаточная автаркия от мировой системы. Разрушение глобалистского проекта со стороны Дональда Трампа так или иначе ведет к созданию многополярности, включая финансовые полюса. Режим санкций нас научил во многом действовать самостоятельно и восстанавливать суверенную экономику. Этот подход необходимо сохранить в дальнейшем и на международном уровне, доведя до логического завершения весь цикл патриотических реформ.