На Западе в целом поддержали попытку Порошенко провозгласить новую «украинскую церковь», не связанную с Русской Церковью. Однако то, как неуклюже, торопясь успеть к президентским выборам, создаёт Порошенко новую структуру, вызвало у западных комментаторов, скорее, настороженность. Западные столицы тревожит то, что создаваемая конструкция окажется нежизнеспособной.
Не считая лаконичного поздравления в «Твиттере» от посольства США на Украине, никаких других серьёзных приветствий проведенному 15 декабря «объединительному собору» так называемой «Православной церкви Украины» (ПЦУ) не поступило. Даже «освятивший» данное действо из Стамбула Экуменический патриарх Варфоломей в замешательстве – он не посчитал возможным явиться на пресловутый «объединительный собор».
Порошенко и патриарх Варфоломей
Да и заявление Порошенко о том, что «чудо» создания ПЦУ «стало возможным благодаря непоколебимой позиции Вселенского патриарха Варфоломея, нашей Константинопольской церкви-матери», означает лишь готовность пойти в подчинение к насельникам Стамбула, но не имеет ничего общего с автокефалией, каковой у раскольничьих структур нет и возникнуть не могло. Нелепым пятном на этой трагикомедии с «объединительным собором» стала порошенковская «оговорка по Фрейду» на послесоборном митинге, когда украинский президент изрёк фразу о борьбе за «автофекалию»…
Заявление Порошенко об «автофекалии». Епифаний Думенко словно и не рад
Ведущие западные СМИ, действующие на Украине, были сдержанно критичны в освещении «исторических событий». Так, правительственный «Голос Америки» обратил внимание на то, что из 97 епископов канонической Украинской православной церкви (МП) на «объединительном соборе» присутствовали всего двое – митрополиты Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко). А это раз в десять меньше, чем обещал Порошенко своим покровителям в США и патриарху Варфоломею. Блефом оказались и заверения о том, что у президентского ставленника митрополита Симеона на руках будет 15 доверенностей для голосования от других иерархов УПЦ. Порошенко и здесь «надул» своих хозяев; на «объединительном соборе» он для пущего контроля лично продвигал процедуру открытого голосования, исключающую всякие доверенности.
Порошенко и Эммануил Галльский на соборе пристально следят за руками
«Голос Америки» приводит мнение о том, что проведенный собор представлял собой попытку объединить две религиозные организации – «Киевский патриархат» и УАПЦ (Украинскую автокефальную православную церковь), умалчивая о том, что обе организации – раскольнические. Церковь Украины – каноническую УПЦ (МП) – это действо даже не коснулось. Навязчивое участие светского лица (украинского президента) в процессе «объединения», скорость проведения собора – всё говорит о том, что единственным смыслом затеи было успеть к началу президентской избирательной кампании 31 декабря 2018 года.
Заодно Порошенко попрал статью 35 Конституции Украины, запрещающую органам власти, в том числе президенту, заниматься церковными делами. Не увидеть этого не могли даже в Вашингтоне: «Голос Америки» отметил, что новая структура напоминает смену ориентации с Москвы на Стамбул. У УПЦ (МП) «больше прав и свобод в диалоге с Москвой, чем у новой автокефалии в отношениях с Экуменическим патриархатом», – говорится в комментарии «Голоса Америки».
Британская BBC News, рассматривая личность назначенного главой ПЦУ Епифания Думенко, отметила, что за последние годы он испортил отношения со многими иерархами УПЦ. Впрочем, это мягко сказано; Думенко является автором опубликованного в 2015 году на сайте Ровненской епархии антирусского манифеста – статьи «Долго ли ещё в украинских душах будет рыскать рука Москвы?».
«Немецкая волна» (DW) констатирует: Порошенко нарушил конституцию, вмешавшись в дела церкви. Тут недалеко до того, что фактический основатель ПЦУ, Пётр Порошенко, превратит новую структуру в одно из подразделений администрации президента.
В беседе с DW профессор Венского университета, религиовед Рудольф Прокши заявил: «Речь идёт не о вопросах веры, а исключительно об организации и власти». Что верно, то верно: религиозно-политическое мероприятие «объединительный собор» к вере Христовой и к духу христианского учения о Церкви отношения не имеет, хотя профессора Прокши беспокоит здесь судьба экуменизма: мол, если РПЦ не будет участвовать в важных экуменических переговорах, то эта блокада может отбросить весь экуменический диалог на десятилетия назад. По мнению Рудольфа Прокши, Католическая церковь и Евангелическая церковь должны занять к происходящему нейтральную позицию.
DW отметила также, что Думенко отвёл в новой структуре бывшему патриарху раскольников и своему покровителю Филарету место пожизненного почётного наставника, который будет помогать «совместно строить единую поместную украинскую православную церковь».
Порошенко, Епифаний Думенко и Филарет Денисенко
Французское радио RFI зафиксировало, что многоопытный в интригах Филарет всех переиграл, включая Порошенко. Французы также обратили внимание на то, с какой поспешностью председательствующий на «объединительном соборе» представитель Варфоломея митрополит Галльский Эммануил отслужил литургию в Андреевской церкви Киева. Фанар спешит вступить в права владения этим «подарком» Порошенко: украинский президент подписал закон о передаче этого храма Константинопольскому патриархату в постоянное пользование.
В целом на Западе далеко не убеждены, что политические манипуляции с провозглашением «отдельной от Москвы церкви» помогут Порошенко «хоть сколько-нибудь поднять свой рейтинг». Антирусский дух, пронизывающий эти религиозно-политические игры, может привести к тому, что популярность Порошенко в народе, и так постыдно низкая, упадёт ещё больше. Отсюда эта сдержанно-критичная интонация западных СМИ в освещении «религиозных исканий» Порошенко. Видимо, «коллективный Запад» уже не воспринимает его как реального претендента на победу в предстоящих весной выборах.