Энергетическая безопасность Европы и её конкурентоспособность на мировых рынках окажутся под угрозой из-за возможной задержки сооружения газопровода «Северный поток - 2» из России в Германию. Об этом заявил председатель правления одного из инвесторов проекта, немецкой компании Wintershall, Марио Мерен.
«Проект «Северный поток - 2» укрепляет как конкурентоспособность, так и энергетическую безопасность, особенно с учётом сокращения производства в Европе», – говорится в заявлении Мерена. «Безопасная, прямая и эффективная транспортная инфраструктура служит необходимым условием, чтобы природный газ действительно доставлялся туда, где он необходим», – сказано в заявлении. И Европа нуждается в том, чтобы воспользоваться этой инфраструктурой «как можно скорее».
Компания Wintershall взяла на себя обязательство профинансировать 10% затрат (до 950 млн евро) и к настоящему времени уже предоставила компании-оператору проекта Nord Stream 2 AG около двух третей указанной суммы – 600-620 млн евро.
Ранее в намеренном затягивании завершения работ компания-оператор обвинила Данию. Несмотря на то, что компания уже дважды подавала заявки на строительство газопровода в экономической зоне Дании по двум возможным маршрутам (в апреле 2017 года и августе 2018 года), Датское энергетическое агентство в конце марта 2019 года поручило ей включить в экологическую оценку третий маршрут – южнее острова Борнхольм. «Сегодня, спустя более чем два года после подачи первой заявки на получение разрешения на строительство в водах Дании, компания Nord Stream 2 AG подает заявку по третьему варианту маршрута газопровода, – сообщила компания-оператор 15 апреля. – Требование подачи заявки по третьему варианту маршрута, несмотря на наличие уже двух действующих заявок, прошедших процесс рассмотрения и удовлетворяющих условиям выдачи разрешения, можно рассматривать исключительно как намеренную попытку задержать завершение проекта».
«Nord Stream 2 AG сложно понять, по какой причине по прошествии 16 месяцев с момента вступления в силу поправки к закону о континентальном шельфе до сих пор отсутствует какое-либо решение по базовому маршруту в территориальных водах Дании и почему нет решения по маршруту к северо-западу от Борнхольма при отсутствии каких-либо возражений с точки зрения экологии и безопасности», – говоритcя в заявлении. «Очевидно, на Данию осуществляется давление со стороны США и других стран, которые хотят поставлять свой газ в Европу», – предполагает близкий к компании источник.
Дания остаётся последней страной, которая пока не дала согласия на прокладку трубопровода. Ранее подобные разрешения выдали Россия, Германия, Финляндия и Швеция, через территориальные воды или исключительные экономические зоны которых проходит газопровод. «В настоящий момент по дну Балтийского моря уложено 1025 километров газопровода «Северный поток - 2» – около 42% от общей протяженности в двухниточном исполнении», – говорится в сообщении «Газпрома». Укладка морской части газопровода ведётся строго в соответствии с графиком.
Те, кто поставили целью срыв проекта «Северный поток - 2» или максимальное замедление строительства, делают ставку на Копенгаген. «Датский фактор» приобрёл особое значение после того, как не оправдались надежды противников проекта на новую редакцию Газовой директивы ЕС. Германия и поддержавшая её Франция настояли на изъятии из текста директивы положения, дающие возможность Еврокомиссии блокировать сооружение газопровода.
Дания действительно может отсрочить завершение строительства газопровода, используя свой новый закон, позволяющий останавливать подобные проекты со ссылкой на проблемы экологии и национальной безопасности. Изменение маршрута означает проведение новых процедур, связанных с изыскательными работами и различного рода экспертизами. Датское энергетическое агентство подтвердило, что оно получило третью заявку компании Nord Stream 2 AG, но не может спрогнозировать, сколько уйдет времени на её изучение.
Видимо, правы те, кто предполагает, что и третьим вариантом маршрута (южнее острова Борнхольм) дело не ограничится. Упоминаемый в новой заявке район находится в исключительной экономической зоне Дании, но ранее он был предметом спора между ней и Польшей, что делало прокладку трубопровода здесь невозможной. Сейчас договорённость о принадлежности вод достигнута, но Польша её не ратифицировала. При этом Польша, наряду с Украиной и США, принадлежит к самым ярым противникам газопровода «Северный поток - 2».
Комментируя проводившиеся «Газпромом» в первой половине апреля плановые ремонтные работы на территории Польши и Германии на газопроводе Ямал – Европа и увеличившиеся на этот период поставки российского газа через украинскую газотранспортную систему, руководитель «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев объяснил рост транзита газа через свою страну на время ремонтных работ… «надежностью и качественной работой украинской ГТС». И вслед за этим Коболев провозгласил: «Это еще раз доказывает: строительство «Газпромом» обходных маршрутов и потоков не имеет под собой никакого технического и экономического обоснования, истинные мотивы действий россиян лежат исключительно в политической плоскости».
А премьер-министр Украины Владимир Гройсман, призывая остановить «агрессию России» на энергетическом направлении, попытался напугать всю Европу «уничтожением» украинской ГТС в случае ввода в строй нового газопровода. «Проект «Северный поток-2» приведет к физическому уничтожению украинской газотранспортной системы как ключевого звена доставки топлива в ЕС», – заявил Гройсман.
Заинтересованы в срыве проекта «Северный поток - 2» и США, продвигающие свой СПГ на европейский рынок политическими ультиматумами. Вице-президент США Майк Пенс, выступая в Вашингтоне на заседании Атлантического совета, обрушился на Берлин: он обвинил германское руководство в том, что оно может сдать экономику своей страны «в буквальном смысле в российский плен… это попросту неприемлемо для самой крупной экономики Европы – продолжать игнорировать угрозу российской агрессии – и пренебрегать самообороной и нашей общей защитой».
То, что Вашингтон диктует свою волю Копенгагену, не удивляет. Однако могут ли американцы продиктовать свою волю Берлину? В компании Nord Stream 2 AG подсчитали: «Европейские семьи и промышленные предприятия будут вынуждены платить 20 млн евро за каждый день задержки». Настолько дороже обойдётся сжиженный газ из США, если сдача газопровода «Северный поток - 2» затормозится и европейцам придётся платить не российским поставщикам трубопроводного газа, а американским производителям СПГ.