В последние дни весны венгерское информагентство Orient Press сообщило о пресс-конференции, состоявшейся в Будапеште, и сопроводило новость броской цитатой: «Мы начинаем культурную экспансию в Закарпатье». На осознание сказанного потребовалось полмесяца, украинские журналисты всполошились только в середине июня.
Единодушие проявили СМИ самой разной политической ориентации, у всех планы Будапешта вызывают тревогу. Дал свой комментарий и Климкин, пустившийся в рассуждения о том, что «венгерский мир» является вызовом для Украины.
Хотя дело, скорее, выглядит наоборот: это Украина превратилась в проблему для соседей и конфронтацию с Венгрией она устроила себе сама. Началось всё с дискриминационного закона об образовании, принятого осенью 2017 года. Направлен он был против русского языка, но досталось и национальным меньшинствам в Закарпатье, и Буковине. Будапешт резко осудил ограничение прав венгров.
В течение прошлого года скандалы между Будапештом и Киевом происходили один за другим. Украина даже пригрозила перебросить в приграничное Берегово горно-пехотный батальон, потом, правда, он ужался до размеров роты Национальной гвардии, а затем разговоры о размещении военных прекратились. В ответ на дискриминацию Венгрия регулярно блокировала саммиты Украина – ЕС и Украина – НАТО. У Киева это вызывало раздражение, и пропаганда стала раскручивать идею «Будапешт – пособник Москвы».
К концу 2018 года обе страны под нажимом Вашингтона сделали вид, что прекратили конфронтацию. Будапешт даже выразил намерение финансировать курсы украинского языка для закарпатских венгров. Хотя практически одновременно премьер-министр Виктор Орбан заявил, что с официальным Киевом говорить не о чем, и выразил надежду на улучшение ситуации после президентских выборов.
Так или иначе, громкие скандалы затихли, но было ясно, что это ненадолго. И вот на исходе мая состоялась упомянутая выше пресс-конференция, которую собрал Иштван Грежа. Официально он именуется уполномоченным министра, ответственным за развитие сотрудничества Сабольч-Сатмар-Берегской области и Закарпатской области, а также за координацию программы детских учебных заведений Карпатского бассейна. В украинских СМИ, однако, Грежу представили как «министра по делам Закарпатья».
Иштван Грежа (в центре) заявляет о культурной экспансии Венгрии в Закарпатье. Фото: orientpress.hu
Общаясь с будапештскими журналистами, Грежа сообщил о запуске программы финансирования культурных учреждений Закарпатья. Деньги выделяет правительство Венгрии, и речь идёт о солидной сумме – 7,5 миллиона евро. Для сравнения: в Румынии на трансильванских венгров (а их в разы больше, чем закарпатских) в текущем году должны потратить около 4,7 миллиона евро. Это показывает, какое значение Будапешт придаёт работе с соотечественниками на Украине.
Средства, о которых говорил Грежа, в первую очередь пойдут на реконструкцию венгерского театра в Берегово. И когда погружаешься в детали, вырисовывается любопытная картина. Во-первых, театр несколько месяцев назад уже ремонтировали (тоже за венгерские деньги), на открытие приезжали высокопоставленные чиновники из Будапешта. Во-вторых, Берегово – маленький город и культурная жизнь в нём не бурлит. К тому же очень много жителей постоянно пребывают на заработках, а туристы в венгерский театр не пойдут (языковый барьер). Иштван Грежа упомянул о создании в Берегово целого культурного центра. По сути, в Закарпатье появится форпост «венгерского мира». Нечто подобное сейчас создают во Львове поляки (Дом Полонии).
Декабрь 2018-го, госсекретарь Янош Арпад Потапи осматривает отремонтированный театр в Берегово. Фото: boon.hu
Обращает на себя внимание и риторика уполномоченного. Ранее Грежа никогда под камеры и микрофоны не произносил слово «экспансия». Спустя несколько дней после пресс-конференции чиновник дал интервью, в котором поделился сокровенным: «Я твердо убежден, что XXI век станет веком венгров».
Говорил Грежа и о прозрачности границ, о том, что культурные и образовательные программы могут ликвидировать последствия Трианонского договора 1920 года, лишившего Венгрию Трансильвании, Закарпатья и других территорий.
Примечательны также высказывания Петера Силаги – правительственного уполномоченного по национальной политике. В мае он посетил два мероприятия, связанных с закарпатскими венграми. Одно из них было презентацией досье о преследовании соотечественников на Украине. Силаги заверил их в полной поддержке со стороны правительства. В другом случае, осмотрев выставку закарпатских фотохудожников, уполномоченный сказал, что местные венгры не сдаются, они – образец для остальных.
С новой властью в Киеве у Венгрии сегодня наблюдается нечто вроде маленького медового месяца. Президент Янош Адер побывал на инаугурации Зеленского и после церемонии провёл переговоры с украинским коллегой. Их результаты Адер назвал обнадеживающими. Напомним, что, помимо скандального образовательного закона в апреле сего года, Верховная рада поддержала ещё и совершенно зверский языковой закон. Тут пострадали не только русские и русскоговорящие жители Украины, но и венгры. Своё возмущение происходящим выразили все венгерские парламентские партии. Резкое заявление сделал и МИД Венгрии.
Янош Адер (справа) доволен встречей с новым президентом Украины. Фото: president.gov.ua
Теперь Венгрия ждёт от Зеленского решения проблем, созданных двумя украинскими законами. Пока Будапешт сделал реверанс в адрес Киева и не стал блокировать саммит Украина – ЕС, назначенный на июль. Однако, если политика Зеленского останется такой же, как при Порошенко, всё начнётся заново.
Подули ветры перемен и на региональном уровне. Пример – дело Каролины Дорчи, которая возглавляет фракцию Партии венгров Украины в береговском горсовете и руководит изданием Каrpatalja. В феврале Дорчи попалась на границе с венгерским паспортом. Дело передали в суд, и тот назначил штраф. Он невелик, примерно 130 долларов, но депутат пошла на принцип и подала апелляцию. Май уже заканчивался, когда СМИ сообщили: областной апелляционный суд отменил решение городского суда. Теперь наличие двух паспортов – не преступление, это признано официально. При Порошенко подобный вердикт суд вряд ли бы вынес.
На таком фоне интересны настроения населения Закарпатья. Один из соцопросов, проводившихся в конце апреля, показал, что с 2014 года число сторонников унитарной Украины снизилось на 26%. Зато на 8%, или в два раза, стало больше тех, кто хотел бы видеть регион автономным. За присоединение края к Венгрии выступают 4% опрошенных. Немного, но за пять лет после переворота 2014 года цифра выросла в тринадцать (!) раз.
И встаёт вопрос: может ли тема изменения статуса Закарпатья появиться в политической повестке дня? Закарпатские венгры открыто говорят о своём стремлении к автономии. Такие же настроения существуют в румынской Трансильвании. Прошлой осенью бухарестские СМИ писали, что с тамошними местными политиками переговоры на сей счёт вела Каталин Сили, уполномоченный премьер-министра Венгрии по вопросам автономии. Румыния, как и Украина, – унитарное государство, но это никого не смущает. Так что требование предоставления Закарпатью автономии не сегодня-завтра войдёт в политическую повестку дня.
Заглавное фото: Памятник Шандору Петефи в Берегово, kormany.hu