7 июля в Греции состоялись внеочередные парламентские выборы, итоги которых подвели черту правлению блока СИРИЗА (Коалиция радикальных левых сил), возглавляемого А. Ципрасом. Предстоит формирование нового Кабинета министров, а в парламенте произойдёт перераспределение мандатов. Для коалиции, правившей с января 2015 года, это полное фиаско; перед этим она потерпела сокрушительное поражение на региональных и муниципальных выборах, а также на выборах в Европарламент.
Алексис Ципрас пришёл к власти при поддержке Запада и непосредственном участии Дж. Сороса. От Ципраса требовались безусловное подчинение кредиторам, обеспечение расширения НАТО на Балканах, противодействие России. Этим и была занята коалиция СИРИЗА во вред национальным интересам, вопреки мнению большинства населения и с ущербом для собственной страны.
Ципрас не выполнил ни одного из своих предвыборных обещаний по развитию экономики, повышению уровня жизни и борьбе с коррупцией. Вот данные организации EY EMEIA Fraud Survey: если в 2015 г. Греция занимала 12-е место в рейтинге самых коррумпированных европейских стран, то в 2017 году она вошла в этом рейтинге в первую тройку; больше, чем Греция, коррумпированы лишь Украина и Кипр.
Ципрас проявил незаурядное усердие в заключении Преспанского соглашения о новом названии Республики Северная Македония, что открывало путь вступлению этой страны в НАТО. При этом правительство Ципраса аргументировало свою позицию ссылками на VIII век до нашей эры, Аристотеля и «Илиаду». Между тем, нынешняя Македония давно не имеет никакого отношения к Греции. У Афин не было претензий к названию соседней страны ни в 1945-м (год образования Народной Республики Македония), ни в 1963-м, когда республика вошла в состав Югославии как Социалистическая Республика Македония. Лишь в 1991 году, когда усилиями Запада СФРЮ, региональная держава и лидер Движения неприсоединения, прекратила существование, в Афинах вспомнили об античности и настояли на нелепом названии «Бывшая Югославская Республика Македония».
По данным греческого социологического агентства Pulse RC, против Преспанского соглашения выступили 62 % населения страны. Протестуя, люди выходили на улицы, но акции протеста жёстко подавлялись полицией, сопровождались массовыми задержаниями и арестами. Резко возражали многие депутаты парламента. Высказали свои возражения против Преспанского соглашения 22 епископа Элладской церкви, а Священный Кинот Святой Афонской Горы призвал к всенародному референдуму. Депутат парламента от партии «Золотая заря» Константинос Барбарусис прямо в ходе парламентских слушаний призвал армию свергнуть предающее национальные интересы политическое руководство. В правящей коалиции произошёл раскол – в знак протеста против политики Ципраса в отставку подал министр обороны Панос Камменос, объявив о выходе своей партии «Независимые греки» из блока СИРИЗА. Перед этим подал в отставку глава МИД Никос Котзиас, которого П. Камменос публично назвал «человеком Сороса».
Все тщетно – А. Ципрас шёл напролом. «Они рисковали, они были готовы пожертвовать своими собственными интересами ради общего блага. Зоран, Алексис – молодцы!» – ликовал председатель Европейского совета Дональд Туск. Зоран Заев – это премьер Македонии, который на Всемирном экономическом форуме в Давосе встретился с Дж. Соросом и доложил о выполнении задачи. Тот оценил «вступление Македонии в НАТО и в Европейский союз как ключевые шаги для обеспечения стабильности и безопасности в регионе».
Ципраса не остановила даже угроза реализации идеи «Великой Албании». По этой идее, албанцам должны принадлежать, помимо собственно Албании, всё Косово, сербская Прешевская долина, северо-запад Македонии вместе со столицей Скопье, юго-восток Черногории вместе с Подгорицей, а также греческие территории Эпир с городом Янина и остров Корфу. Албанский премьер Эди Рама уже объявил об открытии границ с Косово и подчеркнул: «По тому же принципу мы ожидаем и модификацию границ с Македонией, Черногорией и Грецией». Сегодня никто не может сказать, сколько албанцев-нелегалов находятся в Греции, но их очень много.
Ципрас пошёл на беспрецедентное обострение отношений с Россией. Несмотря на фактический дефолт Греции, её власти всемерно противодействовали российским инвесторам. Газпрому не позволили победить в тендере по приватизации греческих газовых компаний DEPA и DESFA; РЖД вынудили отказаться от участия в приватизации греческих железных дорог и контейнерного порта в Салониках; была сорвана сделка по строительству нефтепровода Бургас – Александруполис.
В прессе была развёрнута антироссийская кампания, при попустительстве властей участились нападения на граждан РФ. В августе 2017 года на острове Крит были избиты туристы из России. В феврале 2018 года в центре Афин пятеро российских граждан были атакованы большой группой лиц, вооружённых кастетами. Полиция задержала 18 нападавших, которые представились членами украинского «Правого сектора» (организация запрещена в РФ), прибывшими поддержать киевский клуб «Динамо». Всех немедленно отпустили «за отсутствием состава преступления». В СМИ эти инциденты не освещались – в РФ из-за ложной деликатности, в Греции – из опасения потерять деньги туристов. Для сведения: в 2017 году Грецию посетили 856,2 тысяч российских туристов (четвёртое место после Британии, Германии и Франции), но российский МИД молчал.
В июле 2018 года ситуация ещё более обострилась: Афины обвинили Россию во вмешательстве во внутренние дела и незаконных действиях против национальной безопасности Греции, в попытках сбора и распространения информации (!), в подкупе государственных чиновников и митрополитов Элладской православной церкви, в попытках обрести влияние на Святой горе Афон и в противодействии «урегулированию македонского вопроса». Глава парламентского комитета по внешним связям, член СИРИЗА Костас Доузинас угрожающе предупредил: «Если русские и впредь будут пытаться сорвать этот процесс, то ответная реакция Греции будет сильной». Затем последовали высылка российских дипломатов, отзыв посла Греции из Москвы и новые обвинения в «постоянном неуважении». Российская сторона попросила греческую представить факты, но та сослалась на некие секретные данные и тайну расследования. В этих условиях глава МИД РФ С. Лавров отменил свой визит в Афины, запланированный на сентябрь 2018 года и приуроченный к 190-летию установления дипотношений между Россией и Грецией.
Избирательной стала историческая память некоторых греков. В руководстве этой страны нервно реагируют на упоминания о том, что Греция сохранилась на карте мира как независимое государство благодаря Российской империи, и начало этому положил в 1799 году адмирал Фёдор Ушаков. И в дальнейшем Россия неоднократно помогла Греции сохранить свою независимость. Тем не менее МИД Греции выпустил очередную ноту с новыми претензиями: «С тех пор как Россия стала союзником Турции, начав поставлять ей оружие и системы ПВО, она неуклонно отходила от позиций, подходящих для уровня дружбы и сотрудничества. Россия на данный момент, похоже, не в состоянии понять принципиальные позиции внешней политики Греции… Она, кажется, не понимает, что у Греции есть свои собственные интересы и критерии в международной политике».
В декабре 2018 года Ципрас, наконец, понял, что стоит у красной черты, и отправился в Москву, чтобы «объяснить позицию Греции по Македонии». Однако вопрос о расширении НАТО на Балканах был уже продавлен, и целями поездки было попросить денег, газ и попытаться отговорить Москву от поставок Турции ЗРС С-400. Гость предложил: «Греция, будучи православной страной, может стать мостом взаимопонимания между НАТО и Россией».
Как атеист Ципрас не в курсе, что греческая церковь расколота на Элладскую православную с центром в Афинах и Константинопольский патриархат. Против первой правительство ведёт борьбу, велев убрать кресты и иконы из школ, урезав зарплаты священникам (Элладская православная церковь не отделена от государства), повысив налоги на монастыри, разрешив гей-парады, гей-«браки» и усыновление детей сожительствующими педерастами. Что касается Константинопольского патриархата, он контролирует северную часть материковой Греции, включая Афон, а также Крит и ряд других островов. Летом 2018 года на Афоне побывал посол США в Греции, один из идеологов украинского майдана Джеффри Пайетт, который потребовал «ограничить» взаимодействие Кинота с РПЦ. Одновременно греческие власти до предела усложнили пребывание в Греции священникам из РФ и перестали выдавать многократные визы. Именно на Афоне был исполнен заказ на изготовление «томоса», с которым в Киеве теперь не знают, что делать. Обвинений в адрес посольства США во вмешательстве во внутренние дела Греции не поступало…
А что изменилось после поездки Ципраса в Москву? Ничего. 2 марта 2019 года в аэропорту Афин был задержан гражданин России Евгений Калинин. Его освободили через пять суток, когда апелляционный суд Афин признал, что «произошла ошибка»: арест был произведён в отсутствие международного ордера. Оказывается, Калинин значится на сайте украинских радикальных националистов «Миротворец», и для греческих властей этого оказалось достаточно. 22 марта у генконсульства Российской Федерации в Афинах была взорвана ручная граната. Обошлось материальным ущербом, но в момент атаки на посту полиции никого не оказалось – диппредставительство оставили без охраны. Нападавших, как водится, не нашли…
Теперь на смену Ципрасу идёт правоконсервативная «Новая демократия». Эксперты полагают, что во многом она будет проводить тот же курс. Слишком велика зависимость страны от кредиторов. Греция превратилась, по выражению одного их местных политологов, в протекторат, и перспективы освободиться от долгов призрачны. Сейчас в Афинах заняты поиском нетривиальных путей – 17 апреля парламент страны принял решение потребовать от Германии репараций. Греческие законодатели оценили ущерб, нанесенный за время Второй мировой войны, в 309,5 млрд. евро и прибавили вред от действий немцев в Первую мировую (ещё 9,2 млрд). Тут впору посмеяться, но греки настроены серьёзно – 3 июня посол Греции в Берлине вручил МИД ФРГ ноту с требованием немедленно начать переговоры о выплатах «возмещения за страдания жертв и потомков жертв германской оккупации, возврата оккупационного займа и возвращения нелегально вывезенных археологических и иных культурных ценностей». О реакции немецкой стороны неизвестно. Возможно, там не нашли литературных выражений.
Фото: balkaninsight