К пятилетию трагической даты 17 июля 2014 года, когда на востоке Донецкой области был сбит Boeing 777 «Малайзийских авиалиний», следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур с 298 пассажирами на борту, включая экипаж и 80 детей и подростков, на Украине начали готовиться заранее. Для этого на территории ДНР в конце июня 2019 года украинской группой сил специальных операций был похищен и вывезен 58-летний Владимир Цемах. Его Киев называет «ключевым свидетелем» в деле сбитого малайзийского Boeing 777. По одной только причине – в 2014 году бывший советский зенитчик Цемах с позывным Борисыч был назначен «начальником противовоздушной обороны 1-й Славянской бригады» ополчения, которая имела на вооружении зенитные установки ЗУ-23. Собственно, других зенитчиков на тот момент у ополчения не было.
Каким «ключевым свидетелем» может быть этот человек? Да никаким, если руководствоваться здравой логикой. Тем не менее украинские спецслужбы посчитали необходимым захватить Цемаха в тылу ДНР, в Снежном, где он проживал с женой и дочерью, уже будучи отставником (с 2017 года), и под видом парализованного старика по фальшивым документам увезти его на Украину через КПП «Марьинка».
Выкраденный в ДНР украинским спецназом Владимир Цемах
Операция украинских ССО была крайне дерзкой, как теперь уже известно, за Цемахом следили: соседи Борисыча тут же припомнили молодых мужчин, заселившихся в квартиру напротив. Всё складывалось в одну легенду: «дети» везли в Днепропетровск больного «отца» на его же автомобиле.
Спустя неделю «Настоящее время»** (как писал Foreign Policy в 2017 году, этот русскоязычный проект, «созданный при поддержке финансируемой Соединёнными Штатами станции «Радио „Свободная Европа" / Радио „Свобода"» и действующий в партнёрстве с радиовещательной станцией «Голос Америки», призван «противодействовать пропаганде Кремля») вынес на свет видео 2015 года, внезапно обнаруженное на сайте партии Дмитрия Рогозина «Родина». В этом видеосюжете Владимир Цемах якобы, не скрываясь, на камеру признаётся: «Я этого пацана вытаскивал. Я это… прятал. Я вам даже покажу, где он стартовал и где я его забирал!» Нарезку и ретуширование сюжета преподносят таким образом, чтобы зритель сразу подумал, что Борисыч сам прятал тот самый ЗРК «Бук», из которого якобы и палили по борту «Малайзийских авиалиний». На самом же деле, как рассказал начальник пресс-службы Управления Народной милиции ДНР Даниил Безсонов в эфире телеканала «Юнион», речь шла вовсе не о «Буке».
«Цемах, находясь в Никишино, показывал, что с этого места был виден «Боинг». Но он не говорит, кто его сбил. Журналиста на тот момент это вообще не интересовало, ему нужно было узнать о боях за Дебальцево. Он спросил у Цемаха про переезд, и тот начал рассказывать: «Там у меня стоял Малыш (позывной бойца), там «зушки» мои стояли, были танковые прорывы, они их останавливали». Контекст был именно такой. В той фразе, где он говорит: «Я этого пацана вытаскивал, – он при этом ещё и смеётся. – Я это *у* прятал». Он говорит слово из трёх букв, посредине которого у. Но это не «Бук». Это было слово, где первая буква Х, а третья – Я», – уточнил Безсонов.
Но что у одних – ненормативное *у*, то у сценаристов новой пьесы с новыми обвинениями в адрес России – «Бук». Никто же не станет отрицать, что буква «у» в названии ЗРК присутствует? Теперь, судя по всему, дело за малым: довести Владимира Цемаха до той «кондиции», когда он признается в том, что собственными глазами видел «Бук» и прятал его после выстрела по «Боингу». Правда, почему-то он называет зенитно-ракетный комплекс «пацаном», но это можно списать на фигуру речи.
Таков совместный проект украинских спецслужб (только украинских ли?) и информационного проекта Соединённых Штатов «Настоящее время». Операция захвата заложника силами ССО проведена блестяще, в тылу ДНР, украинский спецназ обвёл вокруг носа и контрразведку, и пограничников непризнанной республики. Другая часть проекта – информационная – пока выглядит топорно, даже на Украине, выутюженной лживыми историями про катастрофу МН17, не все готовы переварить ещё одну, поданную под оригинальным соусом «ключевого свидетеля». Напротив, видео со словом, в котором есть буква *у* и за которым кому-то почудился «Бук», некоторые считают ловушкой, в которую угодили ССО вместе с детищем «Радио „Свободная Европа"/Радио „Свобода»» и «Голосом Америки».
Отдельно можно поговорить о том, как такие акулы «расследования» по делу сбитого малайзийского Boeing 777, как Bellingcat, не нарыли за столько лет на сайте российской партии «Родина» видео, висящее там в открытом доступе. Никому ведь не может прийти в голову, что великие «следователи» Bellingcat не имели понятия о Борисыче, ведающем ПВО непризнанной республики? Или придётся признать, что эксперты Bellingcat – никакие не акулы, а так, анчоусы.
Вообще, очень показательно, что информационная война вокруг катастрофы МН17 свелась к слову с буквой *у*. Иначе и быть не могло.
На фоне всей этой суеты, направленной на дискредитацию России в деле сбитого над территорией ДНР 17 мая 2019 года Boeing 777, мало кто задумывается, а для чего вообще вся эта история затеяна и по какой причине она длится так долго, зачем её время от времени подпитывают новыми «разоблачениями»? Ответ не лежит на поверхности, и он не очевиден. Однако ответ есть. В книге голландского исследователя профессора политологии и международных отношений Сассекского университета (Великобритания) Кейса ван дер Пейла «Крушение самолёта МН17. Украина и «новая холодная война» (1).
Кейс ван дер Пейл
Ван дер Пейл рассматривает катастрофу малайзийского Boeing 777 не как эпизод украинских событий 2014 года и не как одну из историй военного конфликта Киева с Донбассом. «Крушение борта MH17 компании «Малайзийские авиалинии» произошло в разгар новой холодной войны между Североатлантическим блоком и Россией и в значительной мере усугубило ее. В связи с этим для понимания причин трагедии нам также нужно поместить ее в контекст этого более масштабного противостояния между либеральным Западом и противостоящим ему непрочным блоком стран, состоящим из нескольких относительно разобщённых частей. В их число входит созданный по замыслу России Евразийский союз, а следующую ступень образуют БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, которые вместе составляют половину населения Земли) и Шанхайская организация сотрудничества. MH17 был сбит в тот самый момент, когда человек, играющий важнейшую роль во всех этих трех структурах, президент России Владимир Путин, возвращался из Форталезы (Бразилия), где он и другие лидеры стран БРИКС подписали декларацию о создании Нового банка развития», – пишет ван дер Пейл. По мнению голландского автора, катастрофа малайзийского Boeing 777 в украинском небе – это некое «триггерное событие», запускающее цепочку последующих событий в мировой политике.
Кейс ван дер Пейл вскрывает природу холодных войн и крайне скрупулёзно описывает украинскую модель национального государства и его становление, в деталях рассказывает о государственном перевороте 2014 года и роли Запада (ЕС, США и НАТО) в украинских событиях. Пресловутое соглашение об ассоциации с ЕС, которое преподносилось гражданам Украины как перспектива для экономики, и «безвиз» на самом деле предполагали продвижение НАТО на восток (что и произошло). К майдану же Запад готовил его участников с 2013 года. «Весь 2013 г. велась работа по подготовке населения к повороту в сторону Запада… Посольство США в Киеве еще с весны готовило активистов к использованию социальных сетей для организации протеста… Британское посольство в Киеве в начале 2013 г. начало реализацию коммуникативной стратегии, направленной на то, чтобы склонить украинское население к вступлению в ЕС и, в частности, к подписанию соглашения об ассоциации… Немецкий чиновник, с 2011 по 2014 г. возглавлявший Европейский центр современной Украины… заявил что деньги Сороса, по сути, позволили людям на майдане за две недели заработать больше, участвуя в демонстрациях, чем за четыре недели работы на западе Украины». Ван дер Пейл утверждает, что «именно в западных областях участники майдана впервые захватили у местных правоохранительных органов большое количество оружия, которое впоследствии было использовано при столкновениях с полицией в Киеве. Именно на западе Украины, а не в Киеве Янукович в первую очередь утратил контроль».
Книга «Крушение самолёта МН17. Украина и новая холодная война»
Партия войны в США и НАТО интерпретировала захват власти как серьёзный удар по евразийскому проекту России и в том числе по энергетическим связям с ЕС и теперь заставила Францию и Германию, правительства которых ненадолго отклонились от североатлантического курса, вернуться в строй. Об этом мы знаем из писем главнокомандующего силами НАТО Филипа Бридлава: его электронная почта была взломана, пишет голландский профессор. А затем события завертелись: смена власти на Украине, уход Крыма к российскому берегу, развёртывание АТО в Донбассе. И, наконец, «спусковой крючок» – катастрофа борта МН17, которой предшествовали несколько попыток тогдашнего секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрея Парубия пристегнуть Россию к вооружённому конфликту.
Более всего в расследовании крушения малайзийского Boeing 777 ван дер Пейла настораживает то, что украинскому правительству было дано право вето на любые результаты расследования, свидетельствующие о его причастности к катастрофе борта. «Теперь Украина была «вдвойне» неподсудна: сняв с неё ответственность за расследование катастрофы, Запад одновременно наделил её совершенно неуместным правом распоряжаться результатами этого расследования», – пишет он. Но если Украина во всей этой истории – инструмент борьбы Запада с укрепившейся Россией, то к чему выводить этот инструмент из строя?
«Как в период перед переворотом, так и во время гражданской войны Вашингтон во многих вопросах несколько раз брал верх над ЕС, в особенности над Германией и Францией, а также над Болгарией, по территории которой планировалось провести крупный газопровод из России. Тем не менее 16 июля 2014 г. ЕС решил больше не поддерживать американскую политику экономической войны с Москвой, потому что поставки газа «Газпромом», будь то по газопроводу «Северный поток», по проектируемому «Южному потоку» или по территории Украины, были критически важны для его экономического выживания. Как известно, Путин в этот момент находился в Бразилии, где подписал устав Нового банка БРИКС, а также договорился с канцлером Меркель о заключении соглашения «земля в обмен на газ» с целью урегулирования кризиса на Украине. Было ли уничтожение борта MH17 на следующий день намеренным, предумышленным актом или случайностью, имела ли место атака истребителя или запуск ракеты из зенитного комплекса или и то и другое, установить точно невозможно. Тем не менее в результате этой катастрофы переговоры по линии «земля в обмен на газ» были пресечены в корне, а ЕС присоединился к санкциям США, главной целью которых было прекратить поставки энергоносителей из России и тем самым улучшить перспективы для поставок американского сланцевого СПГ» – таков вывод Кейса ван дер Пейла.
На Украине всего этого не расскажут даже сегодня, когда президентская власть сменилась, а парламентская сменится на днях. Вместо этого на основании слова с буквой *y* заново раскручивается лживая версия с «Буком».
1) Кейс ван дер Пейл. Крушение самолёта МН17. Украина и новая «холодная война». Взгляд через призму катастрофы / пер с англ. О.Ю Семиной. – Издательство «Кучково поле», 2019. – 416 стр. Тираж 1000 экз.