Ватикан – душа Запада, обуянного заботами века сего. На Западе давно определено и сформулировано: нет вечных врагов, но есть постоянные интересы; в том числе интересы в деле уничтожения исторической Руси.
Внутри украинской раскольничьей структуры, убогой ПЦУ (СЦУ), в последние месяцы произошёл очередной раскол, носители идеи «национальной церкви украинцев» захлебнулись в собственной лжи. Однако идея изначально имела католическое измерение. И сегодня намечается перспектива развития «национальной церкви украинцев» на одном из флангов экуменистического фронта Ватикана, где подвизаются униаты, приверженцы Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ).
Вспомним: были времена, когда сочинения Тараса Шевченко вносились в «Индекс запрещённых книг»; сжигался «Кобзарь». Причиной было отрицательное отношение поэта к униатам – грекокатоликам, извечным врагам православия. Однако времена переменчивы. В годы холодной войны Шевченко был взят Ватиканом на вооружение, и памятник ему (в виде лысого патриция с пышными усами) был установлен в 1973 году близ униатского собора св. Софии в Риме.
Теперь в Киеве на правом берегу Днепра демонстративно возведён униатский «патриарший собор». У украинских униатов в последние годы были собственный глава Рады и свой министр образования, свой министр культуры и свой директор департамента по делам религии, свой глава Института национальной памяти… А в июле Порошенко пристроился к паломничеству в Зарваницу («духовный центр» бандеровщины), назвав в своих СМИ мероприятие паломничеством «по случаю 30-летия украинской грекокатолической церкви».
Меняется риторика Ватикана, меняется его тактика. Ватикан совершает широкий манёвр. К этому шло со времён Гаванской декларации 2016 года.
С апреля 2019 года Ватикан и УГКЦ готовили по инициативе папы Франциска двухдневную встречу. На Украине подчёркивалось: «В уникальном формате!» Уточнялось: «На встречу приглашены все наши митрополиты не только c Украины, но и из Бразилии, Канады, США...» Делался нажим на то, что «экспертные круги Апостольской Столицы понимают, что ключом к пониманию ситуации на Украине является УГКЦ». Да и в Ватикане намекали, что для УГКЦ уготовлен сюрприз. По свидетельству очевидцев, Шевчук мечтал получить патриаршество. Ожидались также переподчинение Мукачевской епархии (пребывает под прямым управлением папы римского) и канонизация Ватиканом Андрея Шептицкого (в годы Великой Отечественной войны этот коллаборационист направляя своих капелланов в подразделения СС).
На встрече в Ватикане, однако, украинских униатов ждало разочарование. «Широкий манёвр» не предполагает немедленного удовлетворения запросов УКГЦ. Не получили униаты ни патриаршества, ни «святости» коллаборациониста, ни русинской епархии. Не поощрили их и к продолжению войны в Донбассе. При этом униатов внимательно выслушали главы всех дикастерий Римской курии. И «вдруг» напомнили о завете Христа «любить своих врагов и молиться за преследователей». Это сбило украинских униатов с толку.
Папа римский, исходя из своих резонов, напомнил униатам, что религия – это про Бога, а не про политику. Не прозвучало и слов осуждения в адрес России. Отмечено лишь было, что «Украина уже длительное время переживает сложную и деликатную ситуацию, уже более пяти лет она поражена конфликтом, который многие называют «гибридным»», и конфликт этот отягощён «пропагандистскими фальсификациями и разнородными манипуляциями, включая попытку вовлечь религиозный аспект».
Миссия униатов в Италии не достигла ничего из того, что они хотели достичь, но в их адрес были сделаны утешительные жесты. Был повышен статус структуры УГКЦ в Италии – с визитатуры, учреждённой в 2003 году, до экзархата. На практике это вылилось в то, что от управления 136 приходами УГКЦ был отстранён униатский епископ Дионисий Ляхович, а на его место поставлен католический кардинал Анджело Де Донатис. Тем самым Ватикан взял под контроль финансовые источники униатов в Италии, а самих униатов посадил на более короткий поводок. Шевчуку предложили сосредоточиться на внутриукраинском экуменистическом фронте. Он выразил неудовлетворение неполучением патриаршества, но суть своей задачи понял. Провозгласил: «Мы хотим быть не препятствием, а катализатором экуменизма… Сегодня Украина имеет еще больше причин называться лабораторией экуменизма…»
Суть предлагаемого Ватиканом украинского варианта экуменизма – в поиске новых технологий «сращивания» католицизма и православия, то есть в разрушении православия. Отсюда и заявление о «лаборатории экуменизма». Отсюда и дружба лидера униатов и главы ПЦУ Думенко – вплоть до обсуждения идеи слития этих структур в «национальной церкви украинцев».
А что касается такого критика унии, как Тарас Шевченко, то униаты уже давно служат на его могиле свои панихиды.