Владимир Зеленский объявил войну главе политического совета партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» (ОПЗЖ) Виктору Медведчуку. В фильме-интервью, появившемся 31 августа, Зеленский говорит: «…партия господина Медведчука... Там еще есть большие вопросы, его ли это партия? Или это временное объединение? И кто они такие? Есть большие вопросы, откуда у них деньги на финансирование партии, на финансирование каналов? У нас есть ответы, объемы кеша, откуда и из какой страны они все это получают. И это будет очень громкая история, которая очень плохо закончится».
А о том, чего Зеленский не сказал, украинские СМИ трещат с середины лета: «Три новостных украинских телеканала – NewsОne, "112. Украина" и ZIK… куплены кумом Путина и агентом Кремля в Украине Виктором Медведчуком всего за один год. Россия наращивает свое влияние на украинскую политику... Это прямая информационная и организационная подготовка к масштабной войне…» Что ж, эти СМИ пять лет кряду кричали: «Путин придёт – порядок наведёт», теперь продолжают.
Партия «Оппозиционная платформа – За жизнь» на выборах в Раду набрала 13% голосов и занимает в Верховной раде второе место после партии Зеленского «Слуга народа» (43% голосов на выборах). Виктор Медведчук обвинение Зеленского отмёл: «Это абсурдное заявление... Они еще раз продемонстрировали, что мы является реальной оппозицией…» А слова Медведчука о том, что новая власть борется с оппозицией «незаконными» методами, вскоре нашли подтверждение. День 5 сентября 2019 года вполне может войти в историю «новой» Украины как «День несвободы слова».
5 сентября Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания Украины принял решение обратиться в суд с требованием аннулировать лицензию канала NewsOne за «разжигание межнациональной вражды». На заседание Нацсовета основной докладчик по вопросу, некто Сергей Костинский (человек Порошенко), пригласил вождей ультраправых. Те явились, приведя с собой под окна толпу «побратимов». Среди «вождей» оказались: убийца, зарезавший человека в Одессе; фальшивый «киллер Бабченко» (подстава СБУ); погромщик цыган из группировки С14, причастной к убийству Олеся Бузины…
Нацсовету не понравился (два месяца спустя!) эфир NewsOne от 6 июня 2019 года, где Виктор Медведчук сказал, что нужно возобновить связи с Россией и странами СНГ. А Юрий Бойко – что нужно отменить закон о декоммунизации, Украине же стать нейтральным государством. И очень не понравилось Нацсовету, что гости студии называли порохоботов (платные приверженцы Порошенко) порохоботами, мародёров – мародёрами, фашистов – фашистами. Ведь порохоботам, мародёрам и фашистам слышать такое обидно.
Присутствовавший на заседании в качестве «обвиняемого» (за высказывания в защиту прав русских и русскоязычных Донбасса) нардеп Олег Волошин так описал в Facebook фон этого собрания: «После судилища ура-патриотов над каналом NewsOne, устроенном на заседании Нацсовета, где нам с Нестором [Шуфричем] и угрожали, и хамили, и пытались затыкать рот, сложилось полное ощущение, что на Банковой в кабинете президента сидит даже не Порошенко, а Ярош или Тягнибок. За это я и миллионы других людей наших взглядов голосовали во втором туре? Уверен, что нет». При этом Зеленский стал президентом во многом благодаря таким каналам, как NewsОne и 112. Теперь из администрации президента прозвучало требование к «слугам народа» не ходить на эфиры NewsOne, игнорировать их.
На фоне того, что атака на свободу слова произошла одновременно с подготовкой обмена пленными, в которую глубоко вовлечён Медведчук, очевидно желание партии войны сорвать этот процесс.
Во фракции «Слуги народа» в Раде есть профессиональные русофобы, которых Коломойский, спонсор Зеленского, вставил в эту пёструю группу. Тут и Никита Потураев, призывавший переименовать Россию в Московию, и Александр Ткаченко, бывший гендиректор канала Коломойского «1+1», годами разжигавший ненависть к русским, и подобные им. 3 сентября эта группа зарегистрировала в Раде законопроект об «обеспечении прозрачности собственности провайдеров программной услуги». Подобные законы, ограничивающие влияние иностранных совладельцев на издания, имеются во многих странах, в том числе и в США, и России. Однако Медведчук и его бизнес-партнёр Тарас Козак, юридический владелец названных каналов, на Украине не иностранцы.
«Украина.ру» в статье «Подоплека событий. За что на Украине открыта охота на Медведчука» пишет: «Медведчук стал собственником целой сети нефтеперерабатывающих заводов в Ростовской области. Официально их собственником является зарубежный офшор, а конечным бенефициаром – жена Медведчука Оксана Марченко». Одновременно с этим одна из компаний, связанных с Тарасом Козаком, «получила право на разработку нефтяных месторождений в Западной Сибири». Получаемая этими предприятиями прибыль может использоваться владельцами по своему усмотрению, в том числе для развития СМИ, как это делают другие владельцы средств массовой информации – Коломойский, Порошенко, Пинчук… Вряд ли на этом поприще Зеленского ждёт успех. Атака на политического оппонента может привести к противоположному результату: рейтинг Медведчука и его партии вырастет. Реакция партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» на попытку «закрыть на замок» канал NewsOne уже известна: «Мы обращаемся к посольствам стран-партнеров, представительству ООН и мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине, представительствам международных организаций и международных правозащитных сообществ с призывом дать оценку решениям Национального совета…»
Охота на Медведчука может кончиться для Зеленского совсем не так, как он думает.