Известная американская газета практически каждый день вспоминает в своих публикациях Украину, рассказывая, как маленькой благородной стране не даёт строить самую настоящую демократию злой Трамп.
«Когда украинский автократ Виктор Янукович бежал в Россию после народного восстания в 2014 году, тысячи граждан хлынули в Межигорье, его резиденцию на окраине Киева площадью около 140 гектаров. Простые люди, которым очень хотелось посмотреть, как жил Янукович на наворованные деньги, увидели роскошный дворец со множеством люстр, изысканными деревянными инкрустированными и резными панелями и обильной позолотой. Удивительно, но случаев мародёрства здесь почти не было. Наоборот, бывшую резиденцию Межигорье сохранили как своего рода памятник коррупции, которую пережили украинцы», – с самого начала автор статьи Мишель Голдберг (Michelle Goldberg) решила не стесняться и немного подретушировать украинскую реальность. Благо американские читатели не совсем в курсе – было мародёрство или не было, им и своих проблем хватает.
На самом же деле в первые дни, пока не опомнились новые «власти», Межигорье активно грабили «патриоты» и «активисты», и до сих пор не известен весь список похищенного.
Но автор видит только, «как по территории Межигорья гуляют семьи, а за 20 долларов ветеран революции проводит экскурсии по главному дому».
Следует заметить, что 20 долларов – сумма просто баснословная за экскурсию, а для большинства украинцев совершенно нереально отдать такие деньги за то, чтобы посмотреть на роскошь, в которой жил Янукович, а потом неделю сидеть на хлебе и воде. Кроме того, с этими заработками на экскурсиях по Межигорью «не всё так однозначно», лучше бы автор The New York Times поинтересовалась, какие налоги платят «экскурсоводы» и кто они такие.
По мнению же Мишель Голдберг, Межигорье – это напоминание о том, «как далеко ушла страна за пять с половиной лет после событий, которые украинцы называют "революцией достоинства"». «Конечно, у Украины есть множество проблем, но сегодня это удивительно динамичная, многонациональная демократическая страна в регионе, охваченном воинствующим национализмом и отказывающимся от прежнего авторитаризма. И поэтому ещё более недостойным и низким является то, что Дональд Трамп использовал помощь США Украине, чтобы попытаться заставить её нового президента начать расследование, которое помогло бы Трампу в политическом плане. Украина – это страна, которая изо всех сил пытается преодолеть свою многолетнюю коррупцию, а Трамп попытался заставить её действовать незаконным образом и в корыстных целях», – пишет NYT.
Надо понимать, NYT взялась активно топить за Байдена, поскольку факты говорят о другом: военная помощь США Украины была заморожена по той причине, что в этой чудесной стране чудесная армия её разворовывала в невероятных масштабах при участии не менее чудесной власти. Но чего не напишешь, лишь бы проехаться по Трампу, тем более вряд ли американские читатели поедут на Украину проверять, так ли там всё прекрасно, как описывает Мишель Голдберг.
Но не только за океаном СМИ восхищаются Украиной. Есть и свои оптимисты в розовых очках (правда, выращенные за гранты).
Главный редактор некоммерческого телеканала и мультимедийной новостной организации «Громадське» Наталья Гуменюк уверяет NYT, что Украина сегодня – «это лучшая демократия, чем Венгрия и Польша с точки зрения политического представительства и политических свобод». И приводит неопровержимые доводы – президентом выбрали еврея, хотя раньше страна славилась антисемитизмом, а этот президент взял и отменил военный парад в День независимости, устроив вместо него концерт. В новом парламенте полно молодых реформаторов и есть даже чернокожий депутат Жан Беленюк.
Наталья Гуменюк почему-то не рассказала иностранной журналистке про нацистские марши с криками «москалей (и не только) на ножи!», про преследования журналистов, про нападения на «неправильные» телеканалы, про запрет обучать детей на родном языке, про то, как прямо на еврейских кладбищах возводятся памятники убийцам евреев.
По мнению «патриотов», все эти мелкие недостатки компенсируются с лихвой Жаном Беленюком и концертом вместо военного парада.
Корреспондент же NYT вполне удовлетворена – её картинка «украинской демократии на зависть соседям» не нарушена.
«Украина, несмотря на то что говорит Трамп, является примером успеха для Восточной Европы. Если Украина добьётся успеха, то в регионе наблюдать это будут все – молдаване, белорусы, Кавказ, Центральная Азия. Если эта страна скатится к прежним временам или пойдёт в сторону России, то регион будет потерян», – цитирует издание Гуменюк. Ну да, вот только это украинские граждане едут на заработки в Польшу и Венгрию, но никак не наоборот. Зато откровения Гуменюк отлично демонстрируют, насколько перевёрнута картина мира в украинских СМИ.
По мнению NYT, ранее в Конгрессе никто не мог даже допустить катастрофический исход на Украине, а сегодня Трамп хочет отдать эту «самую демократическую» страну России. А всё потому, что «он не заинтересован в успешном развитии либеральной демократии ни в Восточной Европе, ни где-либо ещё». Поэтому либеральные украинцы, которые всё равно стараются жить в соответствии с западными идеалами, испытывают огромную тревогу – ведь «от них отказывается самая могущественная западная страна в мире».
«И теперь понятно, что Трамп не на стороне украинцев», – горько жалуется Гуменюк. И добавляет, что «ориентированные на Запад украинцы только начинают приходить в себя от этого шока».
Гражданам Украины, которые мечтают об открытом обществе, не к кому больше обратиться. Президент Франции пытается наладить диалог с Россией, у Великобритании свои проблемы.
«Украинские либералы, с которыми я встречалась на прошлой неделе, постоянно повторяли одну и ту же фразу – они говорили о том, что их «оставили один на один» с Россией», – отмечает Мишель Голдберг.
«И теперь всем, кто не жалея сил строит демократию на Украине не понятно, где их союзники и кто им поможет», – делает ужасающий вывод американская газета…
Действительно, украинским либералам никто не хочет помочь, и это настоящая трагедия. Несравнимая с тем, что тысячи жителей Донбасса каждый день живут, ходят на работу, растят детей под непрекращающимся огнём ВСУ (вероятно, вполне себе «демократическим»). А американская журналистка почему-то не вопрошает, заламывая руки, кто поможет отремонтировать разрушенные украинскими «патриотами» дома, кто привезёт врача и лекарства на линию разграничения к умирающим старикам, кто позаботится о детях, шестой год делающих уроки в подвалах.
Может быть, потому, что с каждым днём «демократические ценности» всё дальше от реальности, а мировые СМИ всё дальше от журналистики?
Соб. корр. ФСК