Слова Эмманюэля Макрона о «смерти мозга» НАТО, его сомнения по поводу обязательств альянса в области коллективной обороны обнажили системные проблемы этой организации, переступившей свой пенсионный 70-летний порог. Как жить дальше, если обещанные варвары так и не пришли?
Э. Макрон
О том же дискутируют в Германии. Немецкая печать утверждает, что «опасность идет не извне, а изнутри – НАТО угрожает сама себе». Консенсуса по поводу того, что свободу и благополучие западного общества необходимо защищать от внешних опасностей вновь и вновь, больше не существует. Согласно опросам, большинство людей на Западе не чувствуют угрозы от России, тем более от Китая, и не желают на фоне бюджетных трудностей и схваток за распределение ресурсов увеличивать расходы на оборону.
На юбилейном саммите НАТО 3-4 декабря эту экзистенциальную проблему решили просто, как делали уже не раз, начиная с роспуска Организации варшавского договора: объявили, что главный и смертельно опасный враг – «агрессивные действия России».
То, что только запланированный прирост ежегодных военных расходов стран НАТО в $130 млрд по крайней мере вдвое превышает аналогичные российские показатели, а общий бюджет альянса больше оборонного бюджета России почти в 25 раз (!), не упоминается. Слишком несоразмерны величины. Деньги, которые отбирают у граждан государств-членов НАТО в виде налогов якобы на устранение угрозы, идут в карман воротил ВПК и не в меру расплодившегося генералитета.
Другой традиционный способ подтвердить право НАТО на существование – расширение организации. Дескать, если есть желающие вступить в альянс, значит, он нужен. Генсекретарь НАТО Й. Столтенберг подтвердил намерение включить в НАТО Грузию и Украину, хотя и уклонился от определения того, когда это может произойти.
Одновременно в натовских кругах идёт работа по вовлечению в сотрудничество с блоком Белоруссии при значительном снижении уровня её военных контактов с Россией, в том числе в рамках ОДКБ. Белоруссия рассматривается на Западе как стратегический «ключ» к Восточной Европе, которого Москву надо лишить. В недрах НАТО готовятся обновлённая расширенная программа индивидуального партнёрства и сотрудничества с Белоруссией, а также договор об обмене информацией.
Для участия в разработке этих документов с начала декабря в Брюсселе находится большая группа белорусских военных. Й. Столтенберг, отметив недавний успешный визит в Минск своего заместителя по новым вызовам А. Миссироли (самый высокий уровень за 27 лет), подчеркнул: «Мы со стороны Беларуси не видим никаких угроз союзным странам НАТО».
И всякий раз, когда возникает разговор о новом расширении альянса, обязательно вбрасывается идея пригласить к вступлению в альянс Россию. Смысл этого пропагандистского трюка прост. Если зовут и Москву в надежде, что в ней найдутся «полезные идиоты», которые такую идею поддержат, то какие у Москвы основания возражать против вступления в блок других? Однако России никогда в НАТО не быть – иначе эта организация полностью потеряет смысл существования! Воевать мы ни с кем не собираемся, но сотрудничество с тем, кто объявляет тебя врагом, исключено. Эта позиция Москвы должна быть совершенно однозначной.
Й. Столтенберг
Если западные политики ведут работу по подрыву российско-белорусских отношений, особенно в преддверии возможного углубления интеграции РБ и РФ, то натовские военные затеяли параллельную игру. В неё вовлечено немало белорусских экспертов и высокопоставленных представителей белорусской власти.
Новосозданный Белорусский институт стратегических исследований (BISS) выпустил доклад «Беларусь между НАТО и ОДКБ. Право и геополитика». В докладе утверждается, что Белоруссия придерживается сдержанного подхода к военному сотрудничеству с Россией, хотя законодательно закрепляет это сотрудничество как приоритетное. Официальный Минск не воспринимает НАТО как прямую угрозу. США и страны НАТО заинтересованы в «мягкости» сотрудничества с Белоруссией, чтобы «не провоцировать агрессию со стороны России». Главным способом поддержания безопасности является укрепление независимости и суверенитета Беларуси, в том числе повышение оборонительного потенциала вооружённых сил. В связи с существенными изменениями обстановки в регионе стоит пересмотреть роль Белоруссии в контексте геополитического противостояния США и России. Членство в ОДКБ автоматически блокирует вступление в НАТО и не позволяет Белоруссии сотрудничать с НАТО в той степени, в какой это может представлять угрозу России. Главный вывод доклада: «ненавязчивое» сотрудничество с НАТО и «осторожное» военное сотрудничество с Россией без чрезмерного полагания на ОДКБ позволят Беларуси оставаться нейтральным государством и служить буфером между Западом и Россией.
Схожие идеи в начале 2019 г. высказывал заместитель министра иностранных дел РБ Олег Кравченко, выступая в Атлантическом совете США на конференции «Белорусская дилемма: для Минска и для Запада». Кравченко подчёркивал, что увеличение военного присутствия НАТО в Восточной Европе не является «прямой угрозой безопасности Республики Беларусь», а размещение вблизи белорусской границы вооружённых сил как НАТО, так и России «увеличивает риски и ставит под вопрос безопасность в регионе».
Эксперты из «Минского диалога» доказывают, что вопреки распространённой версии о том, что российско-белорусские манёвры последних лет имеют антизападную направленность и угрожают безопасности Европы, действительность далека от этого. Если в первых совместных учениях «Щит Союза - 2006» из 8800 участников белорусских военных было 7 тысяч, то на последних «Щит Союза - 2019» из 12 тыс. участников белорусов было только 4 тысячи. Заискивая перед Брюсселем, авторы доклада утверждают, что Россия хочет придать этим учениям незаслуженный вес, но Минск постоянно снижает степень своего участия в совместных военных мероприятиях с Москвой.
Лукашенко, видимо, резких уклонов ни в ту, ни в другую сторону совершать не собирается в расчёте, что он сумеет успешно лавировать и дальше. Однако его западные «партнёры» играют по-крупному. Какие бы реверансы в адрес белорусского лидера они ни делали, их генеральная линия остаётся неизменной.
Белорусская энтузиастка вступления в НАТО: в каком качестве?
Эта линия обозначена в подготовленном в середине 2019 года по заказу Штаба армии (DCS G‑8) Министерства армии США докладе Rand Corporatio «Перенапряжение России: конкуренция с выгодных позиций». Самым эффективным средством давления на Россию в докладе названа Белоруссия (с. 109‑114).
Доклад Rand Corporation признаёт, что государственная власть в РБ держится прочно, а население относительно удовлетворено союзными отношениями с Россией. Поэтому главной победой для США стало бы отрицание России как единственного, истинного союзника Беларуси. Соответственно, распространение образа Белоруссии как «буфера» способствовало бы разрушению её союзнических отношений с Россией. Заметим, что пропагандистская работа внутри и вовне РБ ведётся именно по этой линии.
Основным средством воздействия на политику Минска остаётся «смена режима» в Белоруссии. Авторы доклада отмечают, что «конец последней диктатуры Европы» – давно установленная цель внешней политики США. Сейчас эта цель, по их мнению, особенно актуальна: впоследствии Белоруссию можно будет использовать как тормоз развития Евразийского экономического союза, а также для защиты Балтии и изоляции Калининграда (стр. 112).
Бросается в глаза циничное отношение авторов доклада Rand к тем силам в РБ, которые агитируют за сближение с Западом. Сказано, например, что, если даже подталкивание местной оппозиции к протестам против режима результата не даст, польза всё равно будет: «российские лидеры, обеспокоенные ролью Запада в цветных революциях, усилят свое политическое и военное давление на Белоруссию», и это хорошо – Россия будет вынуждена расходовать больше ресурсов и опираться на коррумпированные власти, что опять-таки усилит общественный протест (стр. 112).
Вывод: Белоруссию пытаются сделать заложницей чужой войны, на этот раз – гибридной. Надеяться, что республика сможет противостоять этому в отрыве от России – непростительная иллюзия.