В Вильнюсе с воодушевлением встретили известие о том, что с 1 января 2020 года Россия прекратила поставки нефти в Беларусь из-за отсутствия соглашения по ценам. Находясь в состоянии войны с Минском из-за строящейся на территории Белоруссии атомной станции, Литва решила не упустить шанс и попробовать расширить возникшую, как показалось, трещину в отношениях Минска и Москвы. А потом и вовсе «вырвать Беларусь из-под диктата России», «вернуть в европейскую семью», где её «давно уже ждут» – приблизительно так можно перевести заголовки литовских СМИ, вышедших утром 4 января.
Но это всё слова, а на деле уже в субботу Литва объявила, что готова предоставить Клайпедский порт для поставок нефти в Беларусь.
«Готовы ли мы? Да, мы готовы и технологически, и физически», – заявил руководитель компании Klaipėdos naftа Дарюс Шиленскис.
«У нас есть опыт транспортировки сырой нефти в Беларусь. Из Ирана был импортирован один танкер с сырой нефтью, но выбор у Беларуси тоже большой», – заявил глава Дирекции Клайпедского порта по маркетингу и общим вопросам Артурас Друнгилас.
Его поддержал и директор железнодорожной компании LG Cargo Эгидиюс Лазаускас, он подтвердил, что литовские железные дороги в состоянии перевозить в Беларусь до трёх миллионов тонн нефти в год.
«Различные ситуации создают различные возможности. На самом деле эта идея не нова, год назад такая партия была импортирована через Клайпедский порт, терминал Klaipedos nafta. Технологически этот процесс отработан и в этой связи мы не видим проблем с перевалкой какого-то потока обратно в Беларусь»,
– цитирует Лазаускаса информационный портал Delfi.
При этом никто даже не подумал, а где же Беларусь возьмёт эту нефть, которую уже готовы перевозить? Не смущает и тот факт, что Беларуси необходимо 18 миллионов тонн нефти в год, а реально Литва может осилить только три миллиона. Главное, побыстрей предложить свои услуги, чтобы Минск не вздумал договориться с Москвой.
Впрочем, Артурас Друнгилас признаёт, что Минску выгодней всего получать нефть из России.
Готовы помочь Беларуси и в Латвии.
«Как только такая необходимость появится, латвийские предприятия готовы предоставить необходимые услуги по перегрузке, хранению и транспортировке как в портах, так и на железной дороге»,
– заявила представитель отдела коммуникаций Министерства сообщения Латвии Ивета Канцена.
Однако надежды Вильнюса и Риги пока не оправдываются.
Соб. корр. ФСК