Украинский парламент установил рекорд: 30 марта провёл три внеочередных заседания, а 31 марта после полуночи 259 голосами за принял во втором чтении скандальный законопроект о продаже земли сельскохозяйственного назначения. Поскольку среди «слуг народа» началось брожение и появились противники земельного рынка, правящая партия пошла на сговор – дополнительное количество голосов добавили фракции «Европейская солидарность», «Голос» и группа «Довира».
Звездой экрана стал депутат от партии «Оппозиционная платформа – за жизнь» (ОПЗЖ) Нестор Шуфрич с его крылатой фразой: «Любому беспределу должен быть предел». Его позиция понятна, закон можно принимать только после референдума (согласно опросам, 72% населения Украины против продажи земли). Сегодня земля на Украине стоит в 7 раз дешевле, чем в Польше, Румынии и Словакии.
Депутаты ОПЗЖ назвали навязанный извне закон мародёрством, утратой независимости страны и падением на колени пред МВФ, а также напомнили Зеленскому стих Омара Хайяма: «Ты выбрался из грязи в князи, но быстро князем становясь, не позабудь, чтобы не сглазить, не вечны князи – вечна грязь».
Позиция «Батькивщины» была схожей. Продажу земли эта партия посчитала аферой века и преступлением против народа. Юлия Тимошенко заявила, что «никакие фермеры землю не получат», её скупят международные корпорации.
«Вразумлять» депутатов начали задолго до заседания Рады. 27 марта Зеленский заявил, что МВФ потребовал принять законы о банках и о земле. Если условие международных банкиров будет выполнено, Украина получит до $8 млрд. Ещё $2 млрд. подбросят Всемирный банк и ЕБРР. Зампредседателя фракции «Слуга народа» Евгения Кравчук заявила, что без МВФ и других кредиторов «ресурсов недостаточно», чтобы продержаться 2-3 месяца и ослабить удар по экономике, наносимый сокращением производства и коммуникаций из-за эпидемии коронавируса.
Рынок земли вступит в действие с 1 июля 2021 года. Первые два года землю смогут покупать только физические лица – граждане Украины и не более 100 га в одни руки. Следующие два года землю смогут покупать украинские юридические лица, но не более как по 10 тыс. га. Земли сельскохозяйственного значения государственной и коммунальной собственности продаваться не будут (по крайней мере, первые два года). Продажа иностранцам – после референдума.
Силы внешнего управления предъявили стране ультиматум. 27 марта глава МВФ Кристалина Георгиева заявила, что «принятие законодательства, направленного на совершенствование системы урегулирования банковских проблем и земельной реформы, позволит быстро продвинуться вперёд, доработав параметры нового соглашения с более широким доступом, чем предполагалось ранее». В тот же день The Financial Times расшифровала её требование: МВФ в случае принятия банковского закона может увеличить размер помощи Украине с $5,5 млрд. до $8 млрд. Если же Рада провалит голосование, Киев не получит более $1,5 млрд.
Президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Николай Стрижак заявил: «То, что нам предлагают, – это реформа с элементами рабовладельческого общества». Как заметила Юлия Тимошенко, «нам дадут в долг несколько миллиардов, а заберут ресурс, который не имеет цены».
Итак, фиксируем экономический результат распространения эпидемии коронавируса: украинские власти поставили во главу угла срочное принятие законов о продаже земли и о банках. Зеленский, присутствовавший на втором внеочередном заседании, заявил, что самое главное – выполнить требования МВФ. Он даже снял маску, чтобы выглядеть более искренним. В итоге 267 депутатов проголосовало за проект закона о банках в первом чтении, хотя Юлия Тимошенко заявила, что он противоречит 11 статьям конституции и запрещает оспаривать банковские конфликты в судах.
Тем временем COVID-19 расширяет зону распространения. По состоянию на 31 марта на Украине было зафиксировано 549 случаев (13 летальных, 8 пациентов выздоровели). По словам и. о. гендиректора Центра здоровья Минздрава Игоря Кузина, на Украине могут заразиться коронавирусом от 7 до 22 миллионов граждан. Главный санитарный врач Виктор Ляшко утверждает, что больше половины заболевших – люди в возрасте от 18 до 49 лет. 28 марта нардеп Анна Скороход, заразившаяся COVID-19, написала в своём тeлеграм-канале, что ей даже статус депутата не помог в государственных больницах Киева сделать тест ПЦР (полимеразная цепная реакция), а в частной клинике пришлось заплатить 4100 грн. за вызов и защитные костюмы парамедиков.
Страдают лишённые средств защиты врачи. На 30 марта только в Монастырском районе Тернопольской области коронавирусом было инфицировано 58 человек, из которых 27 медиков. Главврач Тернопольской больницы скорой помощи Ярослав Чайковский сообщил, что в Тернополе из инфекционного отделения больницы из-за опасности заболеть уволились 8 врачей. По его словам, «получая 4 тыс. грн. зарплаты, мало кто может отдавать себя работе в таких опасных условиях».
Возвращение соотечественников на родину напоминает русскую рулетку. Только за 27 марта на Украину из-за границы вернулись 37,3 тыс. человек (22 тыс. пешком), ещё 5,5 тыс. человек прилетели в Борисполь. Бесконтрольный въезд заробитчан привёл к плачевному результату: в Кременецком районе Тернопольской области заболел полуторагодовалый ребенок, заразившийся от дяди, который прибыл из Польши.
А тем временем украинские нувориши отмежёвываются от народа. Департамент охраны здоровья КГГА распорядился выделить VIP-больным коронавирусом отдельные палаты площадью минимум 13 кв. м, подготовить специальные бригады экстренной медицинской помощи в составе врача-руководителя бригады, двух фельдшеров и водителя, составить отдельный список лекарств, а также зарезервировать отдельные операционные.
Когда в прессе поднялся шум, Виталий Кличко заявил, что речь идёт исключительно о президенте, премьер-министре и председателе Рады, которые должны иметь отдельные палаты с госохраной. Ещё более неуклюже оправдался первый замглавы КГГА Николай Поворозник, заявивший, что приказ направлен… «на людей, которые отбывают наказание в тюрьмах или специальных изоляторах». В итоге Зеленский заявил, что чиновники будут «лечиться в тех палатах, которые построили за 28 лет… исключений не будет и для первых лиц государства».
По словам президента Торгово-промышленной палаты Украины Геннадия Чижикова, количество безработных на Украине в период карантина увеличилось до 2,0 – 2,2 млн. человек. У большинства предпринимателей запас прочности до середины – конца апреля. В бюджетной сфере ситуация не лучше: тем, кто не хочет отдыхать за свой счёт, грозят увольнением.
27 марта исследовательская компания «Градус» провела опрос, как долго граждане смогут прожить за счёт «подкожного жира». 6,9% опрашиваемых ответили, что денег хватит на несколько дней или меньше, 12% указали одну неделю. А в целом у 57% ресурсы будут исчерпаны менее чем через месяц. Более чем на полгода имеют сбережения 4,3% украинцев, на полгода – 2%. Наибольшее количество людей, которые выдержат больше месяца, проживает в Киеве и в западных регионах.
Опрос подтверждается и официальной статистикой. Украинская промышленность в конце 2019 – начале 2020 года переживала спад, который в январе достиг 5,1% в годовом измерении. Согласно расчётам экспертов, если карантин продлится до 24 апреля, потери экономики составят 41 млрд. грн. (1% годового ВВП, плюс 11 млрд. грн бюджета), но если дату перенесут на 31 мая, то цифры существенно увеличатся: 239 млрд. грн. (6% годового ВВП, плюс 51 млрд. грн. потерь для бюджета). Кабмин прогнозирует ускорение инфляции с 5,5 до 8,7%, падение ВВП на 3,9% и уровень безработицы в 9,4%.
Однако «проблемы индейцев шерифа не волнуют».
Заглавное фото: заробитчане возвращаются из Польши