10 июня Одесский городской совет принял проект решения «Об одобрении Концепции создания и функционирования зоны приоритетного развития на полях фильтрации в Одессе». Мэр города Г. Труханов назвал его самым серьёзным инфраструктурным проектом в Одессе последнего тридцатилетия: «Сказать, что это важное решение, – ничего не сказать. Это демонстрация городского курса на то, что мы сегодня хотим сделать Одесский регион экономически процветающим. Особенно Одессу… Мы создали рабочую группу, разработали концепцию, неоднократно выезжали в Киев. С нами вели диалоги, нас слушали, но, как выяснилось, не слышали, центральные органы власти упорно не принимают необходимые для развития местного самоуправления законы. Складывается такое впечатление, что просто не хотят видеть Одессу успешной».
Презентация проекта Зоны приоритетного развития в Одессе
То, что в Киеве Одессу не слышат, сказано очень мягко. После презентации проекта Зоны приоритетного развития (ЗПР) в украинских СМИ прошла волна публикаций на тему «развала экономики Украины», «возрождения одесского сепаратизма», создания «по сути порто-франко». Проект ЗПР стали называть не иначе как «кремлёвским», стали пугать «реанимацией Одесской, Бессарабской, Буджакской и т. п. народных республик». Так чего же боится Киев?
Так выглядел порто-франко в Одессе во времена Российской империи
Порто-франко в буквальном переводе с итальянского – это свободный порт. Так называлась зона беспошлинной торговли, существовавшая в Одесском порту с 1819 по 1859 год. Благодаря порто-франко Одесса из припортового посёлка превратилась в крупный процветающий город. Мечта о возрождении порто-франко жила в Одессе всегда. Во второй половине 1980-х годов в советской тогда ещё Одессе был даже проведен референдум по этому вопросу, но вместо зоны свободной торговли появились ресторан «Порто-Фанко», одноименные банк и газета. Сегодня и их уже нет.
После государственного переворота 2014 года в городе были популярны идеи преобразования Украины из унитарного в федеративное государство. Тогда-то из Киева и прозвучало впервые – «сепаратизм», «кремлёвский проект»… Потом в назидание жителям Одессы была устроена трагедия 2 мая 2014 года в Доме профсоюзов; были 48 заживо сожжённых, забитых насмерть украинскими националистами одесситов. Организаторы этого преступления по сей остаются безнаказанными и гуляют на свободе, рассчитывая, что они навсегда поставили Одессу на колени…
Так сегодня выглядят поля фильтрации
Однако вернёмся к проекту Зоны приоритетного развития. Создавать её будут на полях фильтрации. Это заброшенный участок земли в сотни гектаров на окраине города. Это то, что осталось от уникальной системы водоочистки, созданной в 1874 году. Сюда с помощью дренажных каналов подавалась избыточная вода, здесь обильно плодоносили плодовые деревья и овощные культуры. Система сохранилась и в советское время, несмотря на то что в начале Великой Отечественной войны в результате подрыва дамбы Хаджибеевского лимана поля были затоплены. После эпидемии холеры 1970 года на полях фильтрации было запрещено выращивать сельскохозяйственную продукцию, и постепенно это некогда цветущее место превратилось в пустырь, а местами в свалку. И вот возник план кардинального изменения унылого пейзажа.
По словам директора департамента экономического развития Одесского горсовета Сергея Тетюхина, поля фильтрации занимают около 800-1000 га, эта территория пригодна для создания здесь точки экономического роста, необходимой и городу, и порту. Сейчас здесь успешно работают уже пять предприятий. Разработчики проекта считают, что Зона приоритетного развития должна получить особый юридический статус, создающий льготные условия производственной деятельности. Чем может смущать эта перспектива?
Заседание рабочей группы по проекту ЗПР
Вице-мэр Одессы Павел Вугельман говорит: «Проект зоны приоритетного развития – это живой рабочий проект… У нас есть предварительные договоренности с крупнейшими корпорациями Украины, США и Китая, которые готовы инвестировать в этот проект… В первую очередь мы будем рассматривать высокотехнологичные производства, предприятия IT-сферы и т. д.». Проект ЗПР предполагает, что работа новых компаний приведёт к созданию новых рабочих мест, к большему наполнению городского бюджета. В чём здесь угроза?
Однако Зеленский уже обозвал мэров городов, которые не согласны с ним, сепаратистами. В том числе и Г. Труханова, который в одном из интервью заявил, что не видит смысла в переговорах с Киевом, т. к. долго стучался в закрытую дверь и теперь ему это надоело. Киев в любых попытках развития Одессы видит сепаратизм. А если сепаратизма нет, его нужно придумать.
И СБУ приступила к отлову одесских «сепаратистов». В середине июня контрразведчики СБУ задержали в Одессе «местного жителя, пытавшегося дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в регионе». В сообщении СБУ говорится: «Оперативники спецслужбы установили, что одессит наладил связи с пророссийскими сепаратистами из ОРДЛО и по их заданию размещал на персональных страницах соцсетей деструктивные материалы. Он призывал жителей области поддержать псевдогосударственные образования «Л/ДНР» и выход региона из состава Украины, подстрекал к созданию так называемой «Одесской народной республики». Задержанному сообщено «о подозрении в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 258-3 (содействие деятельности террористической организации) Уголовного кодекса Украины».
С этой стороны и будет торпедироваться проект создания Зоны приоритетного развития на полях фильтрации в Одессе. Ведь если унитарная Украина была прочна как республика в составе Союза ССР, то самостийность лишила её этой прочности. Отсюда неуходящий страх киевских властей перед повсеместным «сепаратизмом». Сегодня в Киеве не только «не слышат», но и не могут «слышать» Одессу.