Намерение США ультимативными угрозами добиться прекращения строительства газопровода «Северный поток – 2» вызывает у европейцев закономерную ответную реакцию. Особенно это заметно в Германии и Австрии – двух ключевых странах-участницах проекта.
Угрозы санкций со стороны США в отношении компаний, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток – 2», требуют политического ответа, заявил на днях глава австрийской корпорации OMV Райнер Зеле. Он убеждён, что реакция европейских стран на угрозы американских санкций покажет, насколько они готовы отстаивать свой суверенитет и независимость, особенно в сфере энергоснабжения. «Как европейская компания, мы рассчитываем, что на политическом уровне будут приняты меры для того, чтобы Европа не потеряла свою привлекательность как место для инвестиций», – подчеркнул австрийский бизнесмен.
Заявление Райнера Зеле стало ответом на информацию, обнародованную немецкой газетой Die Welt о том, что администрация США усиливает давление на европейских участников проекта «Северный поток – 2». Согласно данным Die Welt, представители американского Госдепартамента, министерства финансов и энергетики проводят закрытые видеоконференции с участием европейских подрядчиков проекта строительства газопровода из России в Германию. Как пишет Die Welt, в ходе данных мероприятий американские представители «очень хорошо дают понять, что хотят помешать завершению строительства трубопровода», причем звучащие угрозы источники немецкой газеты назвали «очень и очень серьезными».
Россия уже пообещала, что в случае введения американских санкций разработает собственную стратегию завершения реализации проекта «Северный поток - 2».
А как сложатся в случае введения американских санкций против компаний, участвующих в строительстве газопровода, дальнейшие отношения между США и Европой?
Впервые в истории отношений двух частей Запада, лежащих по разные стороны Атлантики, Европейский союз может пойти на введение чувствительных ответных санкций против энергетического сектора США. Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что в Брюсселе «серьезно обеспокоены» американскими санкциями и угрозами их применения против участников реализации проектов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток». По его словам, «третьи страны» не должны применять санкции против европейских компаний, занимающихся законным бизнесом, ибо это противоречит международному праву: «Европейская политика должна определяться здесь, в Европе, а не третьими странами».
Что же касается конкретных шагов, которые могут быть предприняты европейцами, то наиболее определённые заявления по этому вопросу звучат из Германии. Глава комитета бундестага по экономическим и энергетическим вопросам Клаус Эрнст в открытом письме, адресованном американским конгрессменам, предупредил, что санкционная политика Вашингтона подрывает трансатлантическое партнёрство. Эрнст распространил среди членов правительства Германии свои предложения, касающиеся введения персональных санкций против американских авторов законопроекта о санкциях, а также предложил утвердить пошлины на американский сжиженный природный газ (СПГ).
Последнее может оказаться весьма болезненным для США. Сейчас спрос и цены на газ в Европе находятся на минимальном уровне вследствие падения экономической активности из-за коронавируса, и процесс этот начался ещё до того, как началось распространение эпидемии. В 2019 году средние спотовые цены на газ в Западной Европе снизились на 44%. При этом для американского СПГ сокращается и китайский рынок вследствие ухудшения отношений Вашингтона и Пекина. Ведущие китайские компании во главе с CNOOC рассматривают возможность временного расторжения долгосрочных контрактов на покупку сжиженного природного газа. «Для рынка СПГ, и без того перегретого, это плохая новость», – комментируют ситуацию в компании Vygon Consulting.
Так что у Европы есть все основания ужесточить свою позицию в отношении тех кругов в администрации США, которые отвечают за экспансию американских энергоресурсов на европейские рынки посредством «санкционного» удушения конкурентов.
(Окончание следует)