Несмотря на беспрецедентное давление США на европейских участников проекта «Северный поток – 2», «Газпром» планирует достроить газопровод. Об этом представитель российской компании сообщил на инвестиционной конференции «ВТБ Капитал Инвестиции». «Мы сохраняем свои планы по достройке газопровода «Северный поток – 2» и ведем для этого необходимую работу», – подтвердили в «Газпроме». Представитель компании отметил, что пока он может сообщить только это, поскольку на проект оказывается «значительное давление».
Давление на участников проекта «Северный поток – 2» со стороны администрации США оказывает консолидирующее влияние на европейцев, укрепляя их общность в противостоянии Вашингтона по вопросу об энергоснабжении Европы. А это может иметь далеко идущие последствия, выходящие за рамки энергетической сферы. Не случайно беспрецедентно большое количество государств-членов Европейского союза – 24 из 27 – подписали коллективную ноту протеста, направленную в Госдепартамент США в связи с намерением администрации президента Трампа помешать завершению строительства трубопровода «Северный поток - 2».
Авторы ноты протеста подчеркивают, что экстерриториальные санкции США нарушают международное право. Как отмечается в документе, европейская политика должна определяться в Евросоюзе. Должна, но не определяется.
В Европе всё больше стран и политиков понимают, каковы подлинные причины действий США в отношении проекта «Северный поток – 2». В Вашингтоне рассматривают срыв строительства газопровода из России в Германию как главный рычаг внеэкономического принуждения, с помощью которого можно заставить Евросоюз покупать более дорогой американский сжиженный природный газ (СПГ), отказавшись от более выгодного для Европы российского трубопроводного газа.
Европе невыгоден СПГ из США, так как технология его добычи в Соединённых Штатах «сама по себе дороже», подчеркнул на днях министр энергетики, инфраструктуры и цифровых технологий немецкой земли Мекленбург – Передняя Померания Кристиан Пегель. Дополнительно повышают стоимость американского газа необходимость его конвертации и сложная логистика поставок.
«Никто не желает дальнейшего обострения санкций и контрсанкций, но когда разумные аргументы не работают, нам, возможно, есть смысл хотя бы обдумать возможность встречных мер», – отмечает Der Spiegel: «Например, мы могли бы повысить таможенные пошлины на американский СПГ. Кроме того, будет непросто объяснить немецким налогоплательщикам, зачем нам платить миллиарды и миллиарды долларов за американские истребители F-18, если в то же самое время США ставят под угрозу существование немецких компаний. И почему кто-то, открыто пытающийся шантажировать европейские предприятия, до сих пор имеет право въезда на территорию Европейского союза? Если мы не отреагируем на это, то превратимся из союзников в вассалов».
Следует отметить и ещё один важный аспект углубляющегося противостояния Старого Света и Нового Света по вопросу об источниках энергоресурсов для Европы. Речь идёт о конфликте, лежащем на стыке геополитики, бизнеса и международного права, здесь своего рода модель противоречий, разделяющих ведущие западные державы. Это связано со значением самого проекта и степенью его интеграции в европейский бизнес, имея в виду участие в проекте ведущих энергетических компаний Германии, Австрии, Франции, Великобритании и Нидерландов. Как отмечает российский эксперт по международному праву Антон Именнов, «невозможно представить жёсткие санкции в отношении глобальных многомиллиардных компаний – это добьет мировую экономику, которая и так испытывает сложности из-за коронавируса…. Проект «Северного потока – 2» защищен не столько своими лоббистами в Вашингтоне, сколько самим своим масштабом и проникновением в мировую экономику».
Дальнейшее развитие событий вокруг проекта «Северный поток – 2» будет в значительной степени определяться двумя ключевыми обстоятельствами: внутриполитической ситуацией в США с приближением ноябрьских президентских выборов (а там всё очень напряжённо) и способностью Евросоюза реализовать собственный эффективный механизм защиты европейских компаний от экстерриториальных санкций, известный как «Блокирующий регламент ЕС». Этот регламент был разработан в 2018 году в ответ на выход США из ядерной сделки с Ираном и восстановление американских санкций против Тегерана. В ближайшее время европейский блокирующий регламент должен быть расширен, закреплён и одобрен на уровне глав государств и правительств стран-членов Европейского союза.
В пользу завершения проекта «Северный поток – 2» говорят и тенденции на мировых энергетических рынках, связанные с прогнозируемым восстановлением спроса на энергоресурсы на фоне преодоления последствий срыва, вызванного распространением COVID-19. «Рано или поздно эта ситуация пройдет, и мировая экономика будет расти», – сказал В. Путин.
А это означает, что борьба на энергетических рынках ещё больше обострится и европейцам придётся отстаивать свои интересы в вопросах газоснабжения не в союзе, а в противостоянии с Соединёнными Штатами.