Развитие ситуации вокруг так называемого берлинского пациента всё больше приобретает характер «торговой войны», сторонами в которой являются, с одной стороны, Европейский союз во главе с Германией, а с другой – США. Первоначально заняв в отношении данной проблемы отстраненную позицию, в Вашингтоне затем сообразили, что могут использовать ее в собственных финансово-экономических целях в качестве дополнительного тарана против проекта сооружения газопровода «Северный поток – 2» и в интересах поставщиков сжиженного природного газа (СПГ). В Берлине, очевидно, не сразу поняли подобный сценарий, что и породило все более сумбурные и противоречивые заявления ряда германских политиков во главе с федеральным канцлером Ангелой Меркель.
Показательно, что в рассуждениях представителей германского правительства о возможных мерах против России первоначально вообще не присутствовали энергетические аспекты. Речь шла лишь о необходимости тщательного изучения ситуации и её коллективного обсуждения на уровне ЕС. Аналогичным образом весьма нейтральные заявления звучали и из американского Белого дома. Однако, как только в Берлине (и, к слову, в Варшаве) в качестве возможной мишени упомянули российский газопровод, риторика ужесточилась как по команде.
В настоящее время позиция Ангелы Меркель, сформулированная её официальным представителем Штеффеном Зайбертом, заключается в том, что возможности ввести санкции против строительства газопровода «Северный поток – 2» «не исключаются». По его словам, федеральный канцлер «считает неверным» исключать из обсуждения какой-либо из вариантов.
С аналогичным, по сути, заявлением выступила и министр обороны Германии Аннагрет Крамп-Каренбауэр, сменившая Ангелу Меркель на посту главы ХДС. По её словам, власти страны рассмотрят вопрос о будущем проекта «Северный поток – 2» «в связи с отравлением» Алексея Навального.
Более жёстко высказался глава комитета бундестага по международным делам Норберт Реттген, призвавший власти Германии отказаться от проекта сооружения трубопровода «Северный поток – 2», а Евросоюз – применить санкции против России.
Ужесточение риторики в Берлине, разумеется, не прошло незамеченным в Вашингтоне, и там весьма активно ухватились за еще одну возможность попытаться торпедировать проект строительства газопровода из России в Германию. Сначала президент Дональд Трамп 7 сентября – спустя считаные часы после обнародования позиции Ангелы Меркель – заявил, что поддерживает идею отказа от проекта «Северный поток – 2» из-за отравления российского политика Алексея Навального. При этом он признал, что сам не уверен в том, что в Берлине готовы отказаться от указанного проекта, поскольку там, по его словам, находятся в слабом положении: «Они отказываются от угля и ядерной энергетики. Они ставят себя в очень плохое положение».
Спустя ещё два дня госсекретарь США Майкл Помпео в интервью американскому журналисту Бену Шапиро допустил причастность к инциденту «высокопоставленных российских чиновников», перекинув тем самым пропагандистский мостик к обвинению России как государства и введению санкций против ее проектов. «Есть значительная вероятность, что это исходило от высокопоставленных российских официальных лиц. Я думаю, что это плохо для русского народа и для России», – патетически воскликнул господин Помпео.
Ну и, разумеется, третьей стороной в дискуссиях по оба берега Атлантики не могла не оказаться Польша, предложившая Германии ни много ни мало заменить Россию на энергетическом поле. Как заявил в эфире польского телевидения пресс-секретарь польского кабинета Петр Мюллер, его страна готова предоставить Германии свою газовую инфраструктуру в качестве альтернативы «Северному потоку – 2» в случае отказа Берлина от этого проекта. Имеется в виду газопровод Baltic Pipe, который, согласно планам Варшавы, должен быть введен в действие в октябре 2022 года и связать газовые месторождения Северного моря с Польшей через Данию. «Польша открыта, чтобы использовать также инфраструктуру, которую сама строит для своей энергетической безопасности», – заявил немцам представитель польского правительства.
В Москве пока не видят рисков блокировки Германией строительства газопровода «Северный поток – 2», заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Российская сторона наблюдает за призывами ряда немецких политиков приостановить реализацию проекта: «Мы наблюдаем за этими заявлениями. Пока фиксируем, что на каждое такое заявление появляются два заявления, говорящие об абсурдности такого предложения».
Категорически против введения каких-либо санкций против проекта «Северный поток – 2» как крайне важного для самой Германии в экономическом плане выступает, в частности, премьер-министр Баварии и глава ХСС Маркус Зедер. В Германии хорошо понимают, что страна исторически зависит от импорта российского газа. В 2019 году ПАО «Газпром» поставил туда 53,5 млрд. кубометров голубого топлива, что составило 60% от общего объема потребления газа в стране.
Еще со времен СССР ФРГ выступала против использования энергетических вопросов в политических целях, заметим, даже на пике кризиса, связанного с вводом советских войск в Афганистан в 1979 году.
«Думаю, что экономических санкций против России не последует. Скорее всего, будут введены какие-то точечные санкции» – так прокомментировали сложившуюся ситуацию в британской аналитической компании Oxford Economics. Исполнительный директор по газовым рынкам EMEA в консалтинговой компании IHS Markit Лорент Русецкас также не видит реальных оснований для сворачивания проекта: «Я не жду конкретных санкций или других политических шагов в отношении проекта «Северный поток – 2» в связи с отравлением Навального».
Тем не менее нарастание внутриполитической напряженности в США в связи с приближением президентских выборов неизбежно сказывается на ужесточении давления Вашингтона на европейцев. И здесь от последовательной позиции Германии как одной из ключевых стран ЕС зависит очень многое. Тем более что, пожертвовав сотрудничеством с Россией в угоду американским производителям СПГ, Берлин не только столкнётся со значительными финансовыми потерями, но и лишится статуса де-факто одного из привилегированных партнеров Москвы. А свято место, как известно, пусто не бывает…
Заглавное фото: REUTERS/Kevin Lamarque
(Окончание следует)