В первой половине сентября сразу в трёх польских городах (Добродзень Опольского воеводства, Збаже и Тарновске Гуры Силезского воеводства) были совершены антисемитские акции. Неизвестные перевернули двадцать надгробий на старинном еврейском кладбище XIX века, десять надгробий на современном кладбище и измазали красной краской еврейский памятник.
Это известие совпало с новостью о начале съёмок Киностудией документальных и художественных фильмов первого в истории польской кинематографии фильма «Орлята» (Orlęta) об обороне Гродно от советских войск в сентябре 1939 года. Снимает фильм режиссёр Кшиштоф Лукасевич (Krzysztof Łukasiewicz).
По сценарию 12-летний еврейский мальчик Леош Ройст (Leoś Rojst), «очарованный всеобщим для [польской] межвоенной реальности пафосом независимости [Польши]», собирает вокруг себя ровесников и самоотверженно помогает польской армии сражаться с «советским нашествием».
Оставим в стороне игнорируемый польскими историками факт: Красная армия вошла в Польшу лишь на 17-й день Второй мировой войны, когда польского государства как такового не существовало, польское руководство убежало в Румынию и возникла угроза выхода войск вермахта к советской границе (подписание в Москве 23 августа 1939 г. советского-германского договора о ненападении не отменяло угрозу).
Подчеркнём другое: два таких нравственно противоположных события (далеко не первое за последнее время осквернение еврейских кладбищ и съёмки польского фильма о еврее-герое) выдают разнонаправленность действий польского общества и польских властей в вопросе сохранения памяти о судьбе польских евреев в годы Второй мировой войны.
В польском обществе до сих пор наблюдается определённая инерция традиционного для Польши бытового антисемитизма. А власти силятся подправить международный имидж страны, пострадавший в последние годы из-за преданных огласке фактов соучастия поляков в холокосте.
Кшиштоф Белавский (Krzysztof Bielawski), исследователь истории еврейских захоронений в Польше и автор книги «Уничтожение еврейских кладбищ» (Zagłada cmentarzy źydowskich), констатирует: в Польше еврейские кладбища во время войны уничтожались немцами, а после них – поляками. В этом участвовали как минимум десятки тысяч поляков, но их деяния историки приписывают сегодня исключительно нацистам.
В книге известного польского учёного книге Яна Грабовского (Jan Grabowski) «На посту. Участие польской «синей» и уголовной полиции в истреблении евреев» (Na posterunku. Udział polskiej policji granatowej i kryminalnej w zagłade Źydów) подробно рассказывается о действиях польской «синей» полиции – коллаборационистского формирования на службе гитлеровского режима, помогавшего немцам выслеживать евреев.
Как пишет Я. Грабовский, «синяя» полиция была обязательным элементом немецкой политики истребления европейских евреев, а польские полицейские «часто убивали евреев по собственной инициативе, проявляя бурную активность».
Поляки всегда гордились тем, что в отличие от других европейских стран в Польше не было дивизий СС, сформированных из лиц польской национальности. Однако польская «синяя» полиция с успехом заменяла эсэсовцев (в книге приводятся, например, детали погрома в Райгроде Подляского воеводства). Тысячи польских евреев спасались, убегая в СССР. В итоге еврейское население Польши за годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы сократилось на 85%.
Польские антисемитские погромы имели место и в Белоруссии. Известно о соучастии поляков в холокосте на территории Пружанского района Брестской области. Там находились три гетто (в Ружанах, Линово и Пружанах, где нашли свою смерть более 15 тыс. евреев). Только в июле 1941 года поляки учинили еврейские погромы в Ломже (200 жертв), Граево (100 жертв), Радивилово (1500 жертв), Едвабне (600 жертв), Щучине Белостокской области БССР (существовала с 1939 по 1944 г., впоследствии была передана в состав Польской Народной Республики).
Щучин пережил два погрома. Первый раз поляки приступили к уничтожению еврейского населения в 1939 г., под прикрытием вступивших в город гитлеровских войск. Второй погром произошёл в 1941 г., на четвёртый день после отхода Красной армии и вступления в город подразделений вермахта. Евреев убивали лопатами, палками, камнями. Возглавлял погромщиков местный учитель-поляк. Католические ксендзы «не слышали» мольбы евреев о помощи.
6 июля 1941 г. в Новогрудке поляки соучаствовали в истреблении 150 представителей еврейской интеллигенции, в августе – ещё 300 человек, в основном женщин. В октябре – в расстрелах 1500 тыс. евреев в городском парке. Погромы устраивались также в таких белорусских городах, как Гродно, Барановичи, Слоним.
Отличие в причастности к этим казням поляков и гитлеровских коллаборационистов других национальностей состояло в том, что последние слепо выполняли преступный приказ нацистского командования, а первые руководствовались народной антисемитской традицией.
После принятия Конгрессом США в 2018 году закона № 447 о праве потомков польских евреев на возврат утраченного в годы холокоста недвижимого имущества и обязательствах американских неправительственных организаций юридически содействовать процедуре возврата Варшава в несколько раз увеличила количество информационно-просветительских проектов, посвящённых рассказам о поляках, спасавших евреев, и о евреях, воевавших за Польшу.
Фильм «Орлята» – очередное звено в этой долгой пропагандистской цепи. Он тоже работает на подмену реальной истории историей вымышленной.
Фото: gazetapolska.pl