На Украине снова скандал, добавляющий анархии в жизнь этого нового независимого государства.
Конституционный суд Украины (КСУ) своим решением признал, что уголовная ответственность за недостоверные сведения при подаче чиновниками и народными депутатами электронных деклараций, а также полномочия Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) в части контроля и проверки этих деклараций не соответствуют Конституции (Основному закону) Украины.
Первыми отреагировали ЕС и США, там пригрозили лишить Украину за такое решение Конституционного суда безвиза и финансовой помощи. Это понятно: Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), Высший антикоррупционный суд (ВАКС) являются не продуктом украинского законотворчества, а творением Запада.
В итоге система заработала таким образом, что всё пришло к имитации борьбы с высокопоставленными ворами и к тотальному контролю над государственными служащими. Как заметил по этому поводу нардеп от «Оппозиционной платформы – За жизнь» (ОПЗЖ) Олег Волошин, «в стране, где благодаря покровительству из-за океана не сидит даже разоблаченный… Свинарчук, вся система так называемых антикоррупционных органов служит исключительно одной цели: держать на крючке внешних управляющих весь политический и руководящий класс Украины».
Эксперты говорят, что все антикоррупционные органы, созданные в пожарном порядке, работают крайне плохо. С момента их создания в 2015 году из госбюджета было потрачено 12 млрд. грн., но ни одного высокопоставленного коррупционера не посадили, а в бюджет те, кого поймали за руку, возвратили всего около 500 тыс. грн. Согласно сентябрьскому опросу Центра Разумкова, такой конторе, как НАБУ, не доверяют 71% граждан, САП – 70,5%, а ВАКС и НАПК – 70%. По сравнению со временем правления Порошенко уровень доверия к этим учреждениям снижается.
Между тем НАБУ пригрозило, что из-за решения КСУ закроет 110 уголовных производств, основанных на фактах «умышленного внесения должностными лицами недостоверных сведений в электронные декларации». НАПК закрыло электронный реестр деклараций, но правительство своим постановлением его снова открыло, а что там написано в Конституции, давно никому не важно. Власти Украины смотрят на Основной закон как на досадное недоразумение. Так, принятый в марте сего года закон об обороте земель сельхозназначения не соответствует пяти статьям Конституции. Ещё больший рекорд депутаты Рады побили в мае, приняв закон о банковской деятельности; там были нарушены сразу 11 норм Конституции, а Национальный банк Украины был выведен из-под контроля государства.
В прошлом году Рада приняла закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который прямо противоречит ст. 10 Конституции о гарантиях «свободного развития, использования и защиты русского языка и языков национальных меньшинств» (да и нормам международного права противоречит).
Не согласуется с Конституцией и принятый украинским парламентом закон о судебной реформе, нарушающий принцип независимости судей.
А началось всё в 2014 году, когда Рада приняла закон «Об очистке власти» (о люстрации), отвергнув принципы верховенства права. С той поры новое беззаконие стало нормой. И неважно, кто у власти – Порошенко, Зеленский или кто-то ещё.
К слову, КСУ вовсе не отменил предоставление электронных деклараций и уголовную ответственность за незаконное обогащение, как это преподносится в СМИ. В Европе это тоже понимают. Тем не менее против КСУ ополчились не только Зе-команда и живущие на гранты соросята, но и радикалы, устроившие под стенами суда акцию протеста; бросали петарды и фальшфейеры, требовали уволить судей.
В этой обстановке Зеленский подал в Раду законопроект о прекращении полномочий состава КСУ, действовавшего на момент принятия скандального решения. Глава КСУ Александр Тупицкий отметил, что этот шаг президента имеет все признаки конституционного переворота. Эксперты тоже расценили законопроект Зеленского как попытку переворота и ещё как основание для импичмента президента. Конституция не предусматривает процедуру увольнения судей КСУ через Раду; судьи могут быть уволены только самим Конституционным судом. Это прямая норма Конституции, но, как уже сказано, на Украине об Основной закон вытирают ноги все кому не лень.
«Слуги народа» совсем не знают, что делать в условиях, когда Основной закон перестал быть основным и вообще законом. Поэтому они предложили три пути по желанию на выбор: либо судьи КСУ добровольно уйдут в отставку, либо их судьбу решит улица, либо Рада проголосует за законопроект Зеленского. Мол, нарушать так нарушать. ОПЗЖ по этому поводу отделалась бессодержательным заявлением о том, что украинские власти не имеют больше поддержки народа и полностью зависят от одобрения США, стран ЕС и других западных государств. А кто же этого не знал?