Пока Дональд Трамп продолжает попытки оспорить результаты выборов, его соперник спешит объявить о своих первых действиях в президентском кресле.
В интервью телеканалу NBC News Байден рассказал, что в первую очередь он планирует изменить миграционное законодательство, позволив 11 миллионам человек без документов получить гражданство. Байден пообещал также кардинально изменить политику Трампа по защите окружающей среды; объявлено о назначении бывшего госсекретаря Джона Керри «спецпредставителем нового президента США» по данной проблеме. Третий шаг – оказание «незамедлительной помощи» штатам, затронутым эпидемией коронавируса.
Самого пристального внимания заслуживает пункт первый – нелегальная миграция. Это явление, болезненное для любой страны. Все политики обещают своим избирателям с ней бороться, а тут наоборот: легализация нелегальной иммиграции названа едва ли не главным приоритетом новой власти.
Возможно, это вызвано сохраняющейся неопределённостью в вопросе о результатах выборов, заставляющей «партию Байдена» держать в уме «майданный» вариант: а вдруг Трампу удастся доказать массовые фальсификации (которые, судя по всему, имели место) и оспорить победу Байдена через юридические процедуры? Тогда 11 миллионов человек, для которых приход к власти Байдена будет означать не просто прямую выгоду, а исполнение заветной мечты, станут армией, способной решить исход любого уличного противостояния. В этом случае майданные технологии (смысл которых – обеспечить власть меньшинства над большинством) будут доведены до абсолюта: главной движущей силой общественно-политического переворота в Америке станут люди, гражданами данной страны не являющиеся («понаехавшие»).
И самое главное: мигранты, став полноправными гражданами США, радикально изменят лицо этой страны. Какой в этом случае может быть реакция настоящих, коренных американцев?
Большинство политиков на Западе так или иначе борются с нелегальной миграцией и ограничивают миграцию официальную. Однако есть политические силы, заинтересованные в миграции, ориентированные на приезжих, которые обзавелись паспортами новой «родины» и желают видеть вокруг себя побольше соплеменников. В Германии, например, такой политической силой являются зелёные. Помню их предвыборный плакат: на первой картинке лидер баварских зелёных Клаудия Рот в национальном костюме сервирует богатый стол; на второй картинке она, лучась счастьем, показывает на усевшихся за стол довольных гостей – чернокожих, азиатов и др.
Такой «партией меньшинств» стала в Америке Демократическая партия. Социологические исследования показывают, что большинство белых проголосовало за Трампа, а у Байдена колоссальный перевес (87%) среди чёрных, за него также проголосовали 63-65% «латиносов» и азиатов. Да, за демократов голосует и немало белых, но это отчасти напоминает ситуацию на Украине, где многие русские и русскоязычные, придавленные катком пропаганды, поддерживают националистов, а украинцы-«схидняки» признают первородство галичан: дескать¸ вот они «настоящие украинцы».
Насколько прочной окажется диктатура меньшинств, если она установится? Ведь ущемлённым (не только политически, но и во всех отношениях) окажется большинство. Собственно, и избрание «несистемного» Трампа, которого на старте президентской гонки в 2016 году воспринимали как экстравагантного фрика, было голосованием протеста против политики привилегий для меньшинств, против всей этой «политкорректности» с её размахом при Обаме.
Сейчас проигравшие убеждены, что у них украли победу путём бесстыжих манипуляций, и это убеждение никуда не уйдёт. Уже обсуждается возможность выдвижения Трампом своей кандидатуры в 2024 году и, возможно, от созданной им новой партии.
В любом случае, как бы ни сложилась судьба самого Трампа, трампизм никуда не денется, общественный запрос на него будет расти. А значит, появятся и новые лидеры, возможно, без недостатков Трампа. И будут ли они стесняться в методах и средствах на фоне того, что вся внутренняя политика США превратилась в бои без правил? Ведь и увеличение своей избирательной базы за счет иммигрантов-нелегалов является приёмом, ранее для Америки неслыханным.
Общественное напряжение в США будет усиливаться. Дело в самой природе такого явления, как нелегальная миграция: в ней заинтересованы не только искатели счастья из бедных стран, но и принимающая сторона. В системе капиталистических общественных отношений одни страны («центр») крайне нуждаются в дешёвой, непритязательной рабочей силе из других стран («периферия»). Несмотря на огромную безработицу, мигранты требуются для того, чтобы занимать непрестижные рабочие, которыми пренебрегают аборигены. Нелегальный статус и бесправное положение таких рабочих позволяют экономить предпринимателям и на зарплатах, и на социальной защите.
Однако если 11 миллионов «птенцов Байдена» обретут американские паспорта и станут полноправными гражданами, эти выгоды исчезнут. И вряд ли большинство из них согласится остаться на тяжёлой, низкооплачиваемой работе, раз меры социальной поддержки позволяют существовать не хуже. Американский бюджет получит дополнительную нагрузку в десяток миллионов человек, а американской экономике понадобятся новые миллионы нелегалов. И платить за всё будет работающая Америка (как белая, так и небелая). Надолго ли хватит её терпения?
Сразу после появления итогов выборов Джо Байден пообещал объединить американское общество и «восстановить хребет нации – средний класс», но уже первый его шаг, планируемый им в качестве президента, ведёт к прямо противоположному результату.
И это – яркое свидетельство деградации всей общественной системы США, где верхи ради удержания своей власти готовы провоцировать какое угодно внутреннее противостояние.
Кажется, Америку ждут весёлые времена.
Заглавное фото: REUTERS/Bryan Woolston