Эта борьба может закончиться тем, что под запрет попадут не только оппозиционные партии, но Украинская православная церковь (МП) и профсоюзы.
Журналисты закрытых по указу Зеленского оппозиционных телеканалов ZIK, NewsOne и «112» приобрели по 1% акций нового телеканала «Первый независимый», который должен был начать вещание на спутнике ASTRA-4A и в крупнейших кабельных сетях украинских провайдеров.
Генпродюсер канала «112» Артем Марчевский заявил, что «если у трех заблокированных телеканалов был понятный собственник, против которого незаконно ввели санкции, то пусть теперь попробуют ввести их против сотни журналистов». Ведущая NewsOne Диана Панченко в свою очередь призвала Зеленского «выйти из информационной тёплой ванны» и посмотреть эфир о рекордных долгах за коммуналку, о вакцинации, которая проводится через странную фирму-прокладку, и о ситуации в Донбассе.
Судя по всему, Зеленский на призыв Дианы Панченко откликнулся – уже через час вещание нового канала было прекращено. Журналисты заявили, что это было сделано по требованию СБУ, что «чиновники Украины продолжают целенаправленно уничтожать свободу слова в стране». Они призвали власть прекратить расправу над неугодными СМИ и остановить машину политических репрессий против журналистов, а также обратились за помощью к депутатам Европарламента, в ОБСЕ, Human Rights Watch, к «Репортёрам без границ» и в другие международные организации.
Партия «Оппозиционная платформа – За жизнь» (ОПЗЖ) выступила с заявлением, в котором указала, что лица, причастные к закрытию нового телеканала, «должны быть привлечены к уголовной ответственности». Она выразила уверенность, что «партнёры Украины рано или поздно осознают, что не должны выполнять для Зеленского и его окружения не только роль банкомата, но и роль послушного слуги».
К слову, «Репортёры без границ» через три недели после закрытия трёх украинских телеканалов наконец-то проснулись. Руководитель отдела Восточной Европы и Центральной Азии Жанн Кавелье осудил «эскалацию информационной войны» и указал на то, что Украина «нарушает международные обязательства», а запрет телеканалов «обязательно усилит насилие против журналистов».
50 сотрудников украинских СМИ создали движение «Клуб защиты журналистов» и обратились к Зеленскому с письмом, в котором указали, что тот обещал «закончить с войной и эпохой бедности», посадить преступников и не закрывать телеканалы. «Ваши депутаты называют нас террористами, а силовые структуры бездействуют в отношении радикалов, создающих списки неправильных журналистов и публикующих наши персональные данные. Вспомните, что вы обещали и прекратите атаку на журналистов».
Вряд ли власти отреагируют на эти призывы. Они приготовили для граждан «подарок», который может кардинально изменить ситуацию в стране. «Слуги народа» подали в Раду два законопроекта о коллаборационистах. Под это определение попадут граждане, предприниматели, юридические лица, общественные организации и политические партии, обвинённые по ст. 111 Уголовного кодекса – государственная измена. Деятельность обвинённых может быть прекращена по административному иску, а лидеров посадят на 10–15 лет.
Однако и этого мало. В УК появится новая статья, которая поясняет, что такое «коллаборационистская деятельность»: публичное отрицание гражданином вооружённой агрессии против Украины, временной оккупации части её территории, поддержка решений или действий государства-агрессора, сотрудничество с ним, а также непризнание суверенитета на временно оккупированных территориях. За это предусмотрено лишение права занимать должности на 10–15 лет.
За осуществление гражданином пропаганды в учебных заведениях, независимо от типов и форм собственности, в целях содействия вооружённой агрессии против Украины посадят в тюрьму на 3 года. За организацию и проведение мероприятий политического характера или осуществление информационной деятельности в сотрудничестве с государством-агрессором наказание строже: 10–12 лет тюрьмы.
Причем в законопроектах указано, что репрессиям будут подвергаться лица, организации и партии, высказывающие «возражения неопределенному кругу лиц, в том числе в сети интернет или с помощью СМИ», или уличенные в организациях съездов, собраний, митингов, демонстраций, конференций и круглых столов.
Термины законопроектов сформулированы так расплывчато, что в «коллаборационизме» можно обвинить кого угодно. Например, в тюрьму можно угодить за вопрос, почему Украина покупает у страны-агрессора электроэнергию и отказывается от вакцины «Спутник V». Вместо неё жителям Украины предлагают колоться индийской вакциной CoviShield, предназначенной для стран третьего мира и не получившей одобрение в ЕС. Согласно лицензии, её эффективность составляет 62,1%, причём Украине она обошлась в 2,5 раза дороже, чем препарат от компании AstraZeneka.
Форсированная ликвидация на Украине гражданских и политических свобод не добавит Зеленскому популярности. На падение его рейтингов обратила внимание крупнейшая газета Германии Süddeutsche Zeitung: «Зеленский встроился в постсоветскую систему правления и закрывает глаза на коррупцию и беззаконие в обмен на то, что он и его аппарат в значительной степени сохраняют контроль над положением в стране». «Есть много оснований полагать, что годы Зеленского окажутся для Украины такими же потерянными, как и годы его предшественника Порошенко».
Насколько верно суждение немецких специалистов о «потерянных годах» Украины?
Объём государственного долга Украины по отношению к ВВП в конце 2020 года составил 56,8%. Годом ранее этот показатель составлял 44,3%. По словам президента Центра рыночных реформ Владимира Ланового, никто на Украине экономикой не занимается, избранный правительством путь бесперспективен. Завтра надо будет одалживать не $15-16 млрд., а все $20 миллиардов. Украину по-прежнему выручают только заробитчане. В 2020 году они перечислили на родину $9,48 млрд., что на 23,6% больше, чем в 2019 году. Власть выталкивает граждан из страны. И это всё, что нужно знать об украинской власти.