Ощущение того, как далеко протянулась «рука Пекина», скоро станет создавать для Европы куда более серьёзные проблемы, чем массовые выступления в европейских городах против принудительной вакцинации.
The European Financial Review, собирающий факты присутствия Поднебесной в Старом Cвете, предлагает подумать над несколькими цифрами. К примеру, «Грузовой поезд Китай – Европа» (China-Europe Freight Train – CEFT) шесть лет назад лишь дважды в день прибывал в Европу, а в 2020 году он совершил уже 12 406 рейсов. Поначалу в Поднебесную гнали обратно пустые вагоны, а теперь китайцы, живущие по сторонам «Пояса и пути» (Belt and Road Initiative – BRI) могут подавать на стол свежего атлантического лосося из Норвегии, которого CEFT поставляет с прошлого года на китайский рынок. Из Нарвика, с самой северной железнодорожной станции на берегу Норвежского моря, китайский поезд везет контейнеры с лососем в Хапаранду на границе Швеции с Норвегией и оттуда через Россию и Казахстан – в Сиань, город, которому больше трёх тысяч лет. 10 дней – и норвежский лосось в Китае.
Поток товаров растёт, за минувшие полгода в обе стороны маршрута проехали уже 7 377 грузовых поездов.
Когда 10 лет назад CEFT протянул первую на «шёлковом пути» ниточку из центра китайского автомобилестроения Чунцин в германский Дуйсбург, слывший когда-то центром сталелитейной промышленности и угледобычи, безработица там составляла 11 процентов при 3 процентах по Германии. Дуйсбург стал жертвой реструктуризации промышленности в Германии. Однако падение производства не лишило город географически выгодного положения: крупнейший речной порт в мире на слиянии Рейна и реки Рур, крупный транспортный узел прекрасно подходил для того, чтобы встречать грузовые поезда из Китая и отправлять грузы во все стороны Европы по воде, рельсам и автомагистралям.
Ухань
Теперь Дуйсбург и Ухань – города-побратимы. Ухань стал транспортным хабом на CEFT, а Дуйсбург получает четыре из пяти грузовых поездов из Китая каждый день. Приём, таможенная обработка, хранение и отправление грузов через железнодорожный и речной терминалы – уже само по себе большой бизнес. Теперь вместо 19 тысяч работников в нём заняты 50 тысяч человек – 15 процентов рабочей силы города. Более сотни китайских компаний открыли здесь свои магазины, обычный речной порт превратился в обширный континентальный логистический центр, способный влиять на экономическое положение в Центральной и Восточной Европе за счёт многоканального распределения грузовых потоков.
Около 2 тысяч молодых китайцев учатся в университете Дуйсбурга – Эссена. Больше всего их в Высшей школе Макса Планка. С прошлого года студенты этой школы изучают вместе с французским и английским китайский язык.
Сегодня «шёлковая нить», связывающая Германию с 50 китайскими городами, протянулась через 168 городов 23 стран Азии и Европы. С начала 2021 года по ней прошли боле 40 тысяч поездов. Стремительный рост перевозок сразу отражается на роли, которую играет в экономике региона города-остановки. Если небольшие и отдаленные города специализируются только на логистике, то города покрупнее получают возможность развития, добавляют рабочие места, повышают уровень жизни.
Расширение географии нового «шёлкового пути» представляет собой тройную сеть: из Китая в Европу, из Европы в Азию и из Китая в Азию. Эта сеть полностью поглощает евразийский транспортный коридор через Среднюю Азию и Транссиб. CEFT и BRI – единый проект, в рамках которого грузовая железнодорожная ветка обеспечила транспортировку китайских товаров на европейский рынок, а инициатива «Один пояс – один путь» проинвестировала готовность участников проекта укреплять торговлю между Китаем и Европой.
Сиань
Добраться от Тихоокеанского побережья в Китае до Атлантики по маршрутам CEFT и быстрее, и дешевле, чем как-то иначе. Производящая электронику китайская компания Siying переехала из Шеньчженя в Сиань только потому, что поставлять продукцию в Центральную Азию через CEFT можно не за 40, а за 15 дней, что позволило компании расширить рынок сбыта от Казахстана и Киргизии до Германии и Франции. А грузовой поезд из бельгийского Гента с двумястами автомобилями Volvo прибывает в Сиань через 16 дней, а не через 40 дней по морю. Европа выигрывает от того, что Китай является крупнейшим покупателем на планете, потребляющим 23 процента мирового производства товаров и особенно охотно – европейскую роскошь, косметику, грузинские красные вина, норвежского лосося...
Брошенная на борьбу с китайским проектом «Пояса и пути» и CEFT инициатива Евросоюза «Глобально соединённая Европа» (Globally Connected Europe), конечно, будет защищать свой проект, но уже сейчас Германия имеет больше городов, участвующих в CEFT, чем любая другая страна ЕС. Уходящая с политической арены Ангела Меркель агитирует за связи с Китаем. «Шёлковые нити» становятся всё крепче...
Пусть по морю из Китая в Европу и обратно ещё охватывает 90 процентов товаров и лишь 2,6 процента контейнеров уносят вагоны по «шёлковому пути», главное в другом: это – не виртуальный бизнес и не разговор через прилавок. Эта торговля даёт новые рабочие места, развивает инфраструктуру, позволяет европейцам лучше понять китайцев. Год за годом «шёлковые нити» CEFT сшивают Европу и КНР всё прочнее.
Заглавное фото: REUTERS/Thomas Peter