15 ноября состоялась встреча в формате видеоконференции между Си Цзиньпином и Джо Байденом. Инициатором саммита выступила американская сторона. По итогам встречи стороны остались на своих прежних позициях по всем поднятым вопросам.
Основное место в обсуждении, если судить по официальным отчётам и комментариям, заняла проблема Тайваня. Кроме того, Байден и Си Цзиньпин обсудили права человека, выполнение торговой сделки первого этапа, вопросы двусторонней экономической конкуренции, состояние безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, климатический кризис, борьбу с коронавирусом, меры по решению проблемы поставок энергоносителей и обменялись мнениями по КНДР, Афганистану и Ирану.
Оба лидера согласились, что состояние отношений между США и КНР определяющим образом влияет на мировую экономику и международную безопасность. Общим мнением признана важность «управления конкуренцией» и недопущения её до неконтролируемого противостояния. На этом общность позиций закончилась. Официальные отчёты и заявления о встрече показывают характерное различие в исходных позициях сторон.
Если председатель КНР подчёркивал в качестве основополагающих принципов равноправие и взаимовыгодность отношений, что исключают «игру с нулевой суммой», то президент США главный упор делал на «управлении конкуренцией и стратегических рисках» в американо-китайских отношениях.
Си Цзиньпин выдвинул три принципа для достижения взаимопонимания между КНР и США. Во-первых, взаимное уважение социальных систем и путей развития друг друга, основных интересов и права на развитие. Во-вторых, мирное сосуществование. В-третьих, взаимовыгодное сотрудничество. Поскольку интересы КНР и США «глубоко переплетены», их объединение даст выгоду обеим странам, а противостояние «навредит обоим».
Председатель КНР признал, что между КНР и США существуют различия, но «главное - конструктивно управлять ими и избегать их расширения и интенсификации». Он подчеркнул, что Китай не намерен навязывать иным странам свою модель, а, напротив, всегда поощрял других «к поиску пути развития, подходящего для их собственных национальных условий».
Об американском подходе можно узнать в отчёте Белого дома. Там говорится, что встреча «была посвящена тому, как два лидера обсуждали способы ответственного управления конкуренцией» между США и КНР и «создание рамок для этой конкуренции».
В отличие от Си Цзиньпина президент США на первое место поставил важность управления «стратегическими рисками». Он отметил необходимость того, «чтобы конкуренция не перерастала в конфликт» и «поддерживались открытые линии связи».
Байден заявил, что американская сторона «не стремится изменить китайскую систему», не стремится противостоять Китаю путём укрепления союзнических отношений и не намерена конфликтовать с Китаем, как об этом заявляет китайская сторона.
Однако ценность подобных заявлений невелика. Во-первых, привлечение американских союзников к противостоянию с КНР очевидно (создание AUKUS, давление на Японию и др.). Во-вторых, отказываясь от попыток изменения китайской политической системы (по причине неудачи этих попыток), США всего лишь меняют способы сдерживания КНР. Главная озабоченность Вашингтона сводится к тому, чтобы в процессе сдерживания Китая не нарваться на ответ силой.
Как уже сказано, основное время стороны уделили проблеме Тайваня. Здесь позиции США и КНР расходятся. В ходе переговоров Байден подтвердил приверженность США политике "одного Китая" и при этом выступил против любого изменения статус-кво и любых действий, которые "подрывают мир и стабильность по ту сторону Тайваньского пролива". Председатель КНР довёл до сведения Байдена, что ситуация в Тайваньском проливе начала обостряться после того, как власти Тайваня неоднократно пытались «положиться на Соединенные Штаты в вопросе независимости», а «некоторые политики» в США откликнулись на эти призывы. Си Цзиньпин предупредил, что, если «сепаратистские силы Тайваня пересекут «красную линию», КНР «придётся принять решительные меры».
На встрече президент США выразил обеспокоенность нарушениями прав человека в Синьцзяне, Тибете и Гонконге, но Си Цзиньпин выступил против использования этой темы для вмешательства во внутренние дела других. Он подчеркнул, что понимание прав человека и демократия в целом – «не индивидуальный продукт», подразумевая, что моделей демократии в мире много и западная модель – лишь одна из них.
На фоне этих вопросов тема торговых тарифов не была особо заметна в ходе беседы и не вызвала больших дискуссий. С китайской стороны было указано на недопустимость политизации китайско-американских торгово-экономических отношений и использования темы национальной безопасности как предлога для «подавления китайских компаний».
Касаясь вопроса борьбы с изменением климата, председатель КНР сформулировал принцип «общей, но дифференцированной ответственности», указав, что развитые страны должны добросовестно выполнять обязательства, возлагаемые на них их историей.
В заключение следует отметить, что «управление конкуренцией» по-американски предполагает одностороннюю выгоду США в отношениях с Китаем, с чем Пекин никогда не согласится.
Трезво оценивая неопределённые перспективы двусторонних отношений, Global Times пишет в редакционной статье, что «стратегия США по сдерживанию Китая не изменилась и, вероятно, не изменится». И китайский народ должен помнить, отмечает газета, что он может полагаться только на себя.
Фото: REUTERS/Tingshu Wang