Туркмению ожидают те же проблемы, что и Казахстан?

Туркмению ожидают те же проблемы, что и Казахстан?

США готовятся взять под свой контроль весь туркменский газ

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

14 января 2022 года в Туркменистане побывала с визитом делегация Афганистана во главе с исполняющим обязанности министра иностранных дел этой страны Амиром Ханом Моттаки, сообщается на официальном сайте МИД Туркменистана. В ходе визита обсуждались совместные инфраструктурные проекты: газопровод Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ), линия электропередачи Туркменистан – Афганистан – Пакистан (ТАП) и строительство железной дороги из Туркменистана в Афганистан.

14 января 2022 года в Туркменистане побывала с визитом делегация Афганистана во главе с исполняющим обязанности министра иностранных дел этой страны Амиром Ханом Моттаки.

Эти проекты в той или иной форме обсуждаются десятилетиями, но сейчас стороны настроены решительно. Финансируемый Фондом Сороса, Национальным фондом поддержки демократии (США) и Министерством иностранных дел Великобритании портал Eurasianet со ссылкой на МИД Афганистана сообщает, что работы по строительству трубопровода, а также энергетическому и железнодорожному проектам начнутся уже в марте. Технические специалисты двух стран провели встречу 22 января.

Агентство TOLO News сообщило из Кабула со ссылкой на представителя МИД Афганистана: «Мы договорились с Туркменистаном, что он предоставит Афганистану кредит на оплату расходов, а Афганистан вернет его из доходов от этого проекта». На самом деле проект ТАПИ разработан и будет осуществляться под полным контролем США и Великобритании.

ТАПИ

Формально ТАПИ строит консорциум TAPI Pipeline Company Limited (TPCL), в котором «Туркменгаз» имеет долю в 85%, а государственная Газовая компания Афганистана, частная пакистанская компания Inter State Gas Systems Limited и государственная индийская корпорация Gail Limited имеют по 5%. Руководство проектом ТАПИ осуществляет Азиатский банк развития (АБР), основными акционерами которого являются США и Япония. АБР полностью контролирует проект.

Газопровод ТАПИ будет транспортировать газ c месторождения Галкыныш в Марыйском вилайате Туркменистана в Афганистан, Пакистан и Индию. По туркменской территории труба протянется на 214 км до Афганистана. Участок в Афганистане пройдет через провинции Кандагар и Герат (774 км). Затем ещё 826 км по территории Пакистана через Кветту и Мултан. Окончание маршрута газопровода в индийском городе Фазилка на индо-пакистанской границе в штате Пенджаб. Первоначальная мощность газопровода – 27 миллиардов кубометров природного газа в год, через год эксплуатации – до 33 миллиардов кубометров.

Основной финансист проекта ТАПИ – Азиатский банк развития. Главный подрядчик – британская компания Penspen, которая получила контракт на подготовку ТЭО проекта и заключила ряд договоров субподряда: с нидерландской компанией Royal HaskoningDHV (на проведение социальных и экологических исследований), с немецкой компанией ILF Consulting Engineers (на проведение предварительных инженерно-конструкторских работ), с саудовско-немецкой компанией Global Pipe Company (на разработку самого газопровода). Юридическими и техническими консультантами проекта ТАПИ являются компании Allen & Overy (США) и Gas Strategies (Великобритания).

Как сообщает Eurasianet, для обеспечения безопасности ТАПИ сформируют вооружённое подразделение численностью 30 тысяч человек.

Проект играет ключевую роль в реализации концепции Большой Центральной Азии. Цель этой концепции, как мы писали, – вытеснить из региона Россию и Китай, делая упор на контролируемую Вашингтоном интеграцию республик Центральной Азии с Афганистаном и Пакистаном. Ключевую роль при этом должны сыграть инфраструктурные проекты, в первую очередь проект ТАПИ.

В своё время ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров обращал внимание на то, что с экономической точки зрения для Афганистана и Пакистана газопровод из Ирана гораздо выгоднее. ТАПИ же втягивает Туркменистан в орбиту американского влияния, а вслед за ним постепенно и весь Центрально-Азиатский регион. «ТАПИ является в известной степени ловушкой для Туркменистана. В том смысле, что реализация ТАПИ будет происходить под американским прикрытием, иначе быть просто не может. А это уже целиком и полностью определит взаимоотношения Вашингтона и Ашхабада, и, если что пойдет не так, Туркменистан может ждать неприятностей».

Российский востоковед Александр Князев отмечает, что строительство ТАПИ «абсолютно противоречит интересам Китая»: «ТАПИ является прямым конкурентом иранско-пакистанского проекта газопровода “Мир”, который от крупнейшего в мире иранского месторождения Южный Парс должен прийти в пакистанский Белуджистан и оттуда… по трассе Каракорумского шоссе зайти в китайский Синьцзян».

Одновременно с реанимацией проекта ТАПИ США инициируют строительство Транскаспийского интерконнектора. Американская компания Trans Caspian Resources (TCR) заявила, как мы писали, о намерении начать строительство подводного трубопровода, чтобы «обеспечить транспортировку природного газа из огромных запасов Туркменистана через Каспийское море в Азербайджан и, возможно, дальше в Европу». Компанию возглавляет бывший посол США в Туркменистане и председатель правления OpenStreetMap Foundation Алан Мастард. Этот фонд сотрудничает с Национальным агентством геопространственной разведки США (National Geospatial-Intelligence Agency) и помогает ЦРУ в составлении The CIA World DataBank.

Идея транскаспийского интерконнектора была предложена ветераном американской военной разведки Люком Коффи, который в статье, опубликованной на сайте The Heritige Foundation, назвал этот проект «единственным экономически выгодным способом доставить газ из Центральной Азии в Европу без прохождения его по территории России или Ирана».

Запуская проекты ТАПИ и Транскаспийского интерконнектора, США стремятся взять под полный контроль газовые ресурсы Туркменистана. При этом американцы не скрывают своего презрительного отношения к «напуганным казахстанскими событиями туркменским элитам» и Туркменистану как стране, «управляемой клановыми клептократами», которую ожидают, пишет Eurasianet, те же «неприятности», что и казахстанских коррупционеров.

Фото: REUTERS/Vyacheslav Sarkisyan