Решение президента России признать независимость и правосубъектность ЛНР и ДНР ставит точку на так называемом Минском переговорном процессе, который стал напоминать манипуляции напёрсточника в лице Киева под руководством НАТО.
Сейчас объективно настроенные наблюдатели пытаются осознать, от какого бремени мир избавился путем решительных действий Москвы? Первая мысль, которая приходит в голову, – он избавился от Минских соглашений 2014 и 2015 гг., которые не принесли ожидаемых результатов в урегулировании конфликта. Кто-то скажет: они остановили кровопролитие. Кто-то ответит, кровопролитие можно было остановить путём принуждения ВСУ к капитуляции, и это было бы надёжнее. Однако чего хотели силы, настоявшие на Минских соглашениях, для чего они так оголтело давили на Москву с требованиями пойти на переговоры с Порошенко, уже упаковавшим свои чемоданы для эвакуации?
Германия и Франция явно пользовались особыми отношениями с Москвой, чтобы добиться главного для них – закрепления результатов экспансии на Восток. Им не нужны были разгромленные ВСУ и дальнейшее переустройство Украины под влиянием России. Это означало бы откат в их политике покорения мира своим «демократическим и миролюбивым проектом». И обе эти страны закрыли глаза на то, что исполнители их проекта на Украине всего лишь наследники нацистской шовинистической идеологии, которую, казалось бы, мир искоренил в 1945 году. Было очевидно, что такие силы не могут принести Украине процветания.
Следует ли назвать такую позицию исторической слепотой или это был акт самовнушения на почве нарциссизма? Под прикрытием таких «нарциссов» киевские власти саботировали переговоры во все тяжкие. Они изначально не хотели мира в Донбассе и затягивали ситуацию в надежде на помощь НАТО. Велась игра в юридический кретинизм, когда Киев выдвигал заранее неприемлемые решения или безосновательно отвергал очевидно полезные вещи. Кстати, и российские либералы сыграли в этом немалую роль. Семь лет минского процесса превратились для Запада и для украинских правителей в период безудержной информационной войны против России, и эта война повлияла на сознание украинского населения. Сегодня оно разобщено сильнее и драматичнее, чем до 2014 года.
Прогнозируя возможный ответ НАТО на решение России по ЛНР и ДНР, не нужно уповать на то, что всё ограничится экономическими санкциями.
С 2014 года блок НАТО не терял времени для укрепления своих военных позиций на российском направлении. В ответ на вхождение Крыма в состав России в НАТО был принят "План действий по обеспечению готовности" (Readiness Action Plan, RAP), предполагающий крупнейшее усиление коллективной обороны альянса со времен окончания холодной войны. В частности, в рамках этого документа были приняты решения о создании на восточном фланге НАТО восьми Интеграционных штабов (NFIU), расширении программы военных учений, формировании Оперативной группы повышенной готовности (VJTF), открытии в Румынии штаба многонациональной дивизии "Юго-Восток".
Позже, на саммите 2016 года страны НАТО в рамках того же "Плана действий по обеспечению готовности" решили развернуть в Латвии, Литве, Эстонии и Польше четыре многонациональные батальонные тактические группы, которые находятся там по сей день.
С 2017 года, оправдываясь действиями России, США расширили свою операцию в Европе Atlantic Resolve и размещают на ротационной основе бригаду армейской авиации в Германии и бронетанковую бригаду в Польше.
Ко всему перечисленному происходит постоянное увеличение военных расходов стран НАТО и модернизация их логистической инфраструктуры. С конца прошлого года в альянсе разрабатываются субрегиональные планы в рамках новой Концепции по сдерживанию и обороне в Евроатлантическом регионе. По сути, они являются аналогами RAP образца 2014 года, то есть предусматривают конкретные шаги Брюсселя по повышению своего военного потенциала на тех или иных направлениях.
Решение Москвы по ЛНР и ДНР, очевидно, развяжет руки ястребиному крылу НАТО, дав ему карт-бланш на лоббирование максимально милитаристских инициатив в рамках субрегиональных планов. Это может привести к тому, что созданием новых батальонных групп в Юго-Восточной Европе, о чем нам поведали на последнем заседании альянса, дело не ограничится. Прибалтика, в частности, давно добивается постоянного военного присутствия США на своей территории, размещения там подразделений ПВО и т. д. и т. п. Вырастет напряжённость на внешних границах РФ.
Конечно, дальнейшее наращивание военного присутствия у российских границ прорабатывалось в Брюсселе и без решения России по Донбассу. Однако это решение, как и Крым в 2014 году, даст альянсу лишний повод принять, возможно, более радикальные решения.
Проводя аналогии с базарным жульничеством, можно сказать, что сегодня блок НАТО, как разоблачённый наперсточник, готов грозить кастетом. Насколько блок правильно рассчитал силы, покажет ситуация. Президент Сербии Александр Вучич точно охарактеризовал ситуацию: «Всё, что мы знали вчера, с сегодняшнего дня больше не существует. <...> Эта ситуация, вероятно, самая сложная для всех наших современников, наших родителей, для нас и для наших детей. Вряд ли будет что-то тяжелее в предстоящие 10-20 или 30 лет. <...> Думаю, что это де-факто и по существу меняет мировой порядок».
Фото: kremlin.ru