Министр обороны Финляндии Антти Кайкконен объявила о намерении властей этой страны через полтора месяца подать официальную заявку на вступление в НАТО. «Окончательное решение может быть принято к концу мая»,– заявила госпожа министр.
Следует понимать, что финские власти находятся под сильнейшим давлением так называемого общественного мнения, которое формируется «мировыми СМИ», обслуживающими глобальную политику Запада. О том, под каким углом зрения на Западе и в той же Финляндии освещается российская специальная военная операция (СВО) на Украине, можно судить по агрессивному пропагандистскому постеру, гласящему: «В любую страну, где проживают русскоязычные иммигранты, скоро придет русская армия».
Стоит ли удивляться, что, по данным финских СМИ, число местных жителей желающих скорейшего вступления страны в НАТО увеличилось до 62%. Однако политико-психологическая истерия, которая в данном случае служит Финляндии отправной точкой для принятия судьбоносного решения, является плохой и зыбкой почвой для выбора долговременного политического курса. Особенно в случае критически важных для финнов отношений с Россией.
Страна, получившая свою независимость из рук Москвы, а затем дважды за последние сто лет участвовавшая в инспирированных Западом военных авантюрах против нашей страны, по итогам которых терпела поражения, могла бы быть более осмотрительной в принятия таких радикальных и вряд ли обратимых решений. В России уже дали понять, чем именно рискует наш бывший добрый сосед.
Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета безопасности РФ 14 апреля заявил: «Швеция и Финляндия со звериной серьёзностью обсуждают возможность присоединиться к НАТО. Сам альянс готов принять их буквально «под белы рученьки» – в самые сжатые сроки и с минимальными бюрократическими процедурами. Своё Welcome! представителям Северной Европы США сейчас транслируют буквально из всех утюгов. Только робко постучите – пустим сразу. А что это значит? Это значит, что у России станет больше официально зарегистрированных противников… Если Швеция и Финляндия войдут в НАТО, протяжённость сухопутных границ альянса с РФ вырастет более чем вдвое. Естественно, эти границы придётся укреплять. Серьёзно усилить группировку сухопутных сил и ПВО, развернуть существенные военно-морские силы в акватории Финского залива. В таком случае ни о каком безъядерном статусе Балтики речь идти уже не сможет – баланс должен быть восстановлен».
В практическом плане это означает, что Финляндия будет рассматриваться в Москве в таком же ракурсе, как нынешняя Украина. А это ничего хорошего финнам не сулит. Напомним, что превращение украинской территории в военно-стратегический плацдарм Запада на ближних подступах к центру России и угроза размещения там ударных вооружений НАТО стали основной причиной запуска СВО.
Что же касается Финляндии, её политикам невредно вспомнить о том, чем закончилась для этой страны предыдущая попытка создать военную угрозу России (СССР), примкнув к Третьему рейху.
Гитлер со своим другом, кавалером Железного креста фельдмаршалом Маннергеймом в пору их совместной операции по удушению Ленинграда голодной блокадой, июнь 1942 г.
В практическом плане это означает, что в случае любой конфликтной ситуации в Европе с участием блока НАТО Финляндия даже помимо своей воли автоматически становится её участником со всеми вытекающими последствиями.
Именно в таком ключе следует рассматривать недавнее решение финских властей о перевооружении своих ВВС на американские истребители «стелс» F-35A. С учётом сетецентрической специфики этого боевого самолета, способного в автоматическом режиме обмениваться оперативными данными со своими аналогами в других странах НАТО, места базирования F-35A даже без членства Финляндии в блоке могут стать объектами упреждающих ударов РФ. А с учетом вступления финнов в альянс сомнения в этом вообще отпадают.
«Например, если финский F-35 будет использовать свои датчики дальнего действия для обнаружения группы приближающихся вражеских истребителей, беспилотных летательных аппаратов, бомбардировщиков или даже групп наступающих наземных войск, приближающихся для атаки, F-35 из других стран-членов будут уведомлены и смогут поддерживать любые операции… Например, если финские F-35, действующие в непосредственной близости от российских угроз, должны были собирать навигационные, целевые и специфические данные миссии, эти данные могли бы получать F-35 в таких странах-членах, как Польша или Норвегия», – пишет американский The National Interest.
Итак, Финляндия готовится принять опасное для себе решение, фактически равнозначное открытию ящика Пандоры, закрыть который финнам будет уже не дано. Если называть вещи своими именами, финны, по сути дела, подписываются на участие в войне против Российской Федерации. Потому что никто в НАТО не даст им гарантии, что такой войны не будет. А в ходе войны Финляндия мгновенно окажется в передовых окопах Восточного фронта и будет обречена сгореть в её огне одной из первых.
Разумеется, о таких мрачных перспективах в Хельсинки сегодня предпочитает помалкивать даже здравомыслящая часть политических кругов, опасаясь быть обвиненной в пророссийских симпатиях. Однако такая фигура умолчания равнозначна спуску с крутой горки на машине без тормозов.
Ещё одной страной, вознамерившейся рискнуть своим почти вечным нейтралитетом (пусть даже весьма условным), готовится стать Швеция. Однако сообщения на эту тему, поступающие из Стокгольма, довольно противоречивы. И это вполне объяснимо, если учесть что формальное неучастие Швеции в больших военных альянсах на протяжении последних ста с лишним лет позволило ей избежать полномасштабного участия в двух мировых войнах.
«Руководство правящей Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ) приняло решение по вопросу о вступлении страны в НАТО. Цель премьера Магдалены Андерссон состоит в том, чтобы подать заявку в июне этого года, – сообщила 13 апреля газета Svenska Dagbladet со ссылкой на источники в партии… Заявку планируется подать на встрече НАТО в Мадриде 29-30 июня. Как ранее сообщила газета Aftonbladet, руководство СДРПШ объявило о проведении 24 мая специальной встречи, на которой представители 26 партийных округов обсудят позицию партии по вопросу о членстве страны в Североатлантическом альянсе. До этого на местах должна быть проведена работа по выяснению мнения рядовых членов партии».
Чуть позже появилось ещё одно сообщение: «Премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон не подтвердила и не опровергла информацию о том, что руководство ее Социал-демократической рабочей партии уже приняло решение по вопросу о вступлении страны НАТО, и цель состоит в том, чтобы подать заявку в июне этого года… Нам нужно обдумать это, – заявила она в среду [13 апреля] на совместной пресс-конференции с финской коллегой Санной Марин. – Мы должны проанализировать ситуацию, чтобы увидеть, что лучше для шведского народа. Мы не собираемся торопиться ни с чем».
Мы не ошибёмся, если скажем, что и в шведском случае одним из доминирующих факторов воздействия на круги, принимающие такого рода решения, является антироссийский психоз. Швеция уже давно прославилась неадекватным реагированием на само существование России в Балтийском регионе. Шведам мерещатся русские подводные лодки в их территориальных водах, которые потом оказываются шведскими гидрографическими буями. Отдельной песней стали бесконечные военные тревоги по поводу русского вторжения на остров Готланд (кто-нибудь объяснит, на что он сдался России?), которое уже десяток лет «вот-вот начнется».
И уж если страна, главной защитой для которой веками был нейтралитет, готова, очертя голову, влезть в военный альянс, готовящийся к большой войне, нетрудно представить, какой силы внешнее давление на неё оказывается. «Соединённые Штаты поддерживают принцип «открытых дверей» в НАТО, решение о присоединении той или иной страны остается за альянсом в целом», – заявил руководитель пресс-службы Госдепартамента США Нед Прайс. На замечание журналиста о том, что вступление этих стран в альянс может негативно сказаться на ситуации со стабильностью в Европе, Прайс сказал, что он «не может такого представить».
А мы в свою очередь категорически не можем себе представить, чтобы членство в НАТО двух традиционно нейтральных государств Северной Европы стало залогом их безопасности. Особенно с учетом того, что закулисные правители Запада, живущие в зазеркалье «мира, основанного на правилах» готовы воевать с Россией не только до последнего украинца, но также до последнего финна и шведа.
Заглавное фото: REUTETS/Yves Herman