Когда я описываю вопросы управления экономикой США, мне часто хочется использовать терминологию, далекую от экономики и близкую к медицине.
Аутизм – термин из психиатрии. Это расстройство, возникающее вследствие нарушений головного мозга. Характеризуется выраженным дефицитом социального общения, ограниченными интересами, повторяющимися действиями.
Яркий пример – Грета Тунберг. Когда девочка получила известность, она страдала аутическими расстройствами. Страдает ли она ими сейчас (ей исполнилось 19 лет), не знаю. Иногда аутизм становится пожизненным. В медицинской литературе отмечается, что аутизм во взрослом состоянии характеризуется такими признаками, как «обидчивость и зависимость от чужого мнения», а также «приводит к умственной отсталости».
Надежной статистики по аутизму нет, но эмпирически медики чувствуют, что число страдающих этим недугом возрастает. Было бы интересно посмотреть, каков процент аутистов среди чиновников высшего эшелона. На этот счет есть кое-какие публикации, авторы которых утверждают, что он выше среднего.
Готов согласиться с таким мнением. Перед глазами у меня живой пример высших американских чиновников. Здесь «зависимость от чужого мнения» и «умственная отсталость» просматриваются явно.
Наверное, всех без исключения американцев интересовало такое событие, как заседание комитета ФРС США по операциям на открытом рынке (FOMC) 26-27 июля. На нем должно было приниматься решение по ключевой ставке американского Центробанка (ФРС США). Одни американцы ожидали этого решения как спасения от жестокой инфляции, которая мучает Америку с начала года. Другие, наоборот, ничего хорошего не ждали, опасаясь, что Федеральный резерв своим решением обвалит и без того ослабевшую донельзя американскую экономику.
Каково же было решение? Как я уже писал, FOMC еще раз поднял ключевую ставку на три «ступеньки» (предыдущее повышение было 16 июня). Теперь ее значение равняется 2,25-2,50%. В очередной раз вину возложили на российскую спецоперацию. «Связанные с ней события создают дополнительное повышательное давление на инфляцию и оказывают давление на глобальную экономическую активность», – отмечается в заявлении FOMC.
Самое главное в этой истории – заявление главы ФРС Джерома Пауэлла о том, что решение FOMC 27 июля было принято на основании позитивной оценки состояния американской экономики. «Я не думаю, что США в настоящее время в рецессии. И причина в том, что слишком много областей экономики работают очень хорошо. Это, к примеру, очень сильный рынок труда. Нет смысла... экономике пребывать в состоянии рецессии, когда происходят подобные вещи», – заявил Пауэлл.
Правда, он добавил, что «замедление темпов экономического роста во втором квартале было заметным». По мнению председателя ФРС, Соединённым Штатам «необходимо замедление [экономического] роста, и в этом году будет замедление по нескольким причинам… Одна из них заключается в том, что страна выходит из периода очень высоких темпов [экономического] роста 2021 года». Умеет этот чиновник манипулировать статистикой и словами! Прирост ВВП США в 2021 г., по данным министерства торговли, составил 5,7%. Вроде бы самый большой годовой рост экономики страны с 1984 г. Однако положительная динамика прошлого года обусловлена низкой базой 2020 г. Тогда ВВП США снизился на 3,4%, что стало самым большим падением со времен окончания Второй мировой войны. Если бы Пауэлл сравнил ВВП прошлого года с показателем 2019 года, прирост бы был самым заурядным.
Джером Пауэлл выдал желаемое за действительное. Диагноз был поставлен неправильно. У Джерома Пауэлла явные признаки аутизма. И этот диагноз подтвердился менее чем через двое суток. Утром 29 июля по московскому времени Министерство торговли США опубликовало данные, согласно которым американское ВВП во втором квартале 2022 года снизился на 0,9% в годовом исчислении. В первом квартале также был зафиксирован спад, составивший 1,6%. Продолжающееся два квартала подряд сокращение ВВП означает, что экономика находится в состоянии спада (рецессии).
Социальные сети в Америке взорвались. Разгневанные американцы стали обвинять Джерома Пауэлла и его команду в «некомпетентности», «беспринципности», «продажности», «антиамериканизме», «предательстве», «глупости» и даже «аутизме». Для половины американцев уже в июне было очевидно, что Америка вошла в состояние экономической рецессии, а главный финансист Америки этого не видел!
Кстати, досталось от американцев и Джо Байдену, который несколько раз с начала лета заявлял, что текущее состояние экономики страны не говорит о спаде. И призывал сосредоточиться на борьбе с инфляцией, настаивая на повышении ключевой ставки. 24 июля министр финансов США Джанет Йеллен тоже заявила об отсутствии признаков рецессии в стране.
Досталось и пресс-секретарю президента США Карин Жан-Пьер, также продемонстрировавшей признаки аутизма. А через нее досталось и главе Национального экономического совета Брайану Дизу. Пресс-секретарь вступила в спор с журналистом и пыталась исказить экономическую ситуацию в США. Фрагмент с ее речью опубликован в Twitter-аккаунте RNC Research. Корреспондент, присутствовавший на брифинге Белого дома 28 июля, процитировал Брайана Диза. Тот в 2008 году утверждал, что "два квартала отрицательного роста ВВП" – это точное описание экономического спада, а 26 июля 2022 года заявил, что это не является техническим определением рецессии. Журналист попросил пресс-секретаря Байдена объяснить такое противоречие. "Если дела идут настолько великолепно, тогда почему официальные представители Белого дома пытаются дать новое определение рецессии? Мы все знаем, что рецессия – это два последовательных квартала отрицательного роста валового внутреннего продукта", — сказал он. Однако представители Белого дома пытаются убедить общественность, что это не рецессия. "Потому что это не определение. <…> Есть много факторов, экономических факторов и индикаторов, которые следует учитывать. А я скажу, что хрестоматийное определение рецессии – не два отрицательных квартала по ВВП", – заявила Жан-Пьер с раздраженным видом. В социальных сетях была бурная эмоциональная реакция на такое «откровение» чиновницы Белого дома.
Кстати, в Европе тоже с начала года неблагоприятная экономическая ситуация. Скоро и в Старом Свете придется объявлять о наступлении спада. Свою лепту в разворачивающийся экономический кризис внесли антироссийские санкции, которые уже привели к значительному росту цен на энергоресурсы. В результате Европа лишилась дешевых газа и нефти, повышавших её конкурентоспособность. Рецессия почти синхронно начинает накатываться как на США, так и Евросоюз. А далее она неизбежно накроет всю мировую экономику.
В отличие от чиновников Белого дома, ФРС и Минфина США, где царит атмосфера экономического аутизма, банки Уолл-стрит давно начали подавать сигналы SOS, предупреждая о надвигающемся кризисе. Мэр Нью-Йорка Эрик Адамс 30 июля заявил: «Уолл-стрит рушится, и мы находимся в таком финансовом кризисе, какой вы даже представить себе не можете».
Влияние начинающейся в мире экономической рецессии на Россию в краткосрочной перспективе будет несущественным, санкционная война привела к созданию барьера межу Россией и остальным миром. В среднесрочной перспективе влияние будет более ощутимым. Спад в мировой экономике приведет к снижению спроса на энергоносители и снизит рекордные доходы России от экспорта газа и нефти. Есть, правда, в этом и потенциальный плюс: Западу в условиях кризиса будет не до России. Напомню: СССР начинал индустриализацию в 1929 году – тогда, когда начался мировой экономический кризис, ослабивший блокаду нашей страны и позволивший нам закупать необходимые для индустриализации машины и оборудование.