США и Евросоюз периодически заявляют об усилении санкционного давления на Россию и всех, кто ей помогает в противостоянии с коллективным Западом. Анонс нового пакета ограничительных мер в ходе пресс-конференции 10 января представила Урсула фон дер Ляйен, выступившая по итогам подписания третьей декларации ЕС/НАТО вместе с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом и председателем Евросовета Шарлем Мишелем.
«Мы будем оказывать давление на Кремль столько, сколько потребуется, используя жёсткий режим санкций. И мы распространим эти санкции на тех, кто в военном отношении поддерживает войну России – таких, как Белоруссия или Иран». И уточнила: «Мы будем выступать с новыми санкциями против Белоруссии в ответ на роль Белоруссии в этой войне России на Украине».
Помнится, ещё Барак Обама похвалялся, что российская экономика из-за санкций Вашингтона будет «порвана в клочья». Прошло время, и то же самое сообщил публике забывчивый Джозеф Байден.
Евросоюз применил к Белоруссии шесть пакетов санкций. На Западе дискриминируют не только политиков и флагманы белорусской промышленности госсектора, но и частный бизнес. Шестым пакетом в июне 2022 года санкции ЕС были распространены на такие госмонополии, как «Беларуськалий» и медиахолдинг «Белтелерадиокомпания», логистический оператор «Белтаможсервис» и «Белинвестбанк». Ограничительным мерам были подвергнуты 12 граждан. Надо добавить к этому отключение белорусских банков от международной платежной системы SWIFT.
Годом ранее ЕС заблокировал импорт и транзит через свою территорию ключевых позиций белорусского экспорта – нефтепродуктов, калийных удобрений и древесины. Солидарный с ЕС и США официальный Киев приступил к открытому хищению поставок из Белоруссии, включая уже проданные в третьи страны транзитные грузы вместе с автомобилями и вагонами.
В дальнейшем коллективный Запад сосредоточился на России и ввёл пресловутый «потолок цен» на российские углеводороды. Самое смешное в этом решении – его приняли самозваные учителя «рыночной экономики». Выяснилось, что не существует никакой «невидимой руки рынка».
Александр Лукашенко не верит в «невидимые руки». Он лично занимается посевными и уборочными на селе, модернизацией цементных заводов и деревообрабатывающих фабрик. Лукашенко руководит Белоруссией с 1994 года. Почти всё это время он и территория Белоруссии вместе с заводами и колхозами, их работниками и вообще всем находятся под западными санкциями.
Незадолго до анонса седьмого пакета санкций ЕС, 9 декабря 2022 г. на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке, Лукашенко завил: «Всё, что можно было запретить и ограничить, пусть даже и себе во вред, наши контрпартнёры уже сделали». В том же декабре Лукашенко подтвердил союзнические отношения с Россией, в том числе в СВО на Украине. Он поблагодарил Москву за финансовую поддержку и заверил: Россия может рассчитывать на Белоруссию в противостоянии западной агрессии. И добавил: «Пока нас не окунули в это дерьмо санкционное, россияне и не знали, на что способны белорусы».
Все способности Белоруссии, как и ряда других постсоветских республик, основываются на российской помощи. Два ключевых её компонента – военно-политический протекторат и экономическая поддержка, включая выдачу безвозвратных кредитов и открытость ёмкого российского рынка с постоянным платежеспособным спросом.
В ответе на дискриминационные меры, которые де-юре должны санкционироваться ООН, Союзное государство России и Белоруссии не изобретало велосипед. Были задействованы механизмы интеграционных международных объединений, в том числе ЕАЭС и ШОС. Применены «серые схемы» во внешнеторговой деятельности, разрешён «параллельный импорт» и многое другое.
Официальный Минск пошёл дальше и в декабре законодательно разрешил использовать интеллектуальную собственность иностранных компаний без соблюдения их прав и законных интересов. Прокат фильмов и музыки, «пиратское» программное обеспечение и многое другое теперь в Белоруссии легализовано «в целях обеспечения функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры, создания условий для цифрового развития и повышения уровня информационной безопасности… обеспечения доступа к достижениям мировой культуры и событиям современной жизни».
В январе Лукашенко подписал закон «Об изъятии имущества». Он предусматривает экспроприацию не только вещей и денег, но также интеллектуальной собственности и прочего у иностранцев – граждан и компаний из «недружественных стран». В обосновании сказано о «необходимости неотложного и эффективного реагирования на существующие угрозы национальным интересам Республики Беларусь в режиме специальных ограничительных мер».
Примерно так же действует Запад в отношении собственности российских компаний и физлиц. Как показала практика, они даже не утруждают себя юридическим оформлением воровства различной российской собственности: недвижимости и финансов, произведений искусства и многого другого.
По итогам 2022 года экономики и России, и Белоруссии выстояли. Ни голода, ни массовой безработицы, ни логистического коллапса, ни резкого обесценивания нацвалют в Союзном государстве не произошло. ВВП Белоруссии и России сократились менее чем на 5%, и это совсем не похоже на то, что пророчили в ЕС и США, в МВФ и «шестой колонне» внутри Союзного государства.
Белый дом и Еврокомиссия не могут предложить ничего более действенного после всего, что они уже сделали с помощью своих санкционных пакетов.
Фото: tagesschau.de