На Западе постоянно звучат призывы к изоляции России, к изгнанию её из всех международных учреждений. И есть учреждение, которое демонстрирует особо изощренную форму раздвоения сознания. В марте 2022 года Россия официально покинула это учреждение. А потом было смешно: данное учреждение… исключило Россию из своих рядов и стало утверждать, что, несмотря на «изгнание», Россия обязана продолжать подчиняться его решениям. Все уже поняли: это Совет Европы и существующей при нём Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Казалось бы, года хватит, чтобы перестать валять дурака. Однако новый судебный год, начавшийся у ЕСПЧ несколько дней назад, показал, что всё продолжается. Оказалось, что истеричность – хроническое состояние европейских властей, включая судей.
Новый судебный год начался с объявления решения Большой палаты ЕСПЧ в отношении России и пресс-конференции президента Европейского суда по правам человека Шиофры О'Лири (Ирландия). Несмотря на то, что Россия уже не является ни членом Совета Европы, ни участницей Европейской конвенции по правам человека, Европейский суд продолжает выносить решения против России. Кстати, интересный факт: место судьи от РФ по данному делу занимает судья из … Германии. Её официально (!), без одобрения России назначили представлять Россию. Это некая фрау Аня Зайберт-Фор (Anja Seibert-Fohr).
Якобы судья от России в ЕСПЧ по делу «Украина и Нидерланды против России» немка Зайберт-Фор
Большая палата ЕСПЧ постановила, что иски Украины и Нидерландов приемлемы. Это означает, что приемлемы обвинения России в «похищении детей» (так называют на Западе вывоз детей Донбасса на лечение в Россию) и другие дикие обвинения.
Президент ЕСПЧ заявила, что Россия была исключена из Совета Европы как «государство-агрессор». То есть главный судья ЕСПЧ продемонстрировала, что главный судебный орган Совета Европы не будет даже имитировать беспристрастность. Пускай судья О’Лири «не заметила», что Совет Европы исключил государство, уже не являющееся его членом. Но объявить без суда государство виновным в совершении преступления – это уже слишком! Так проявляет себя объявленная против России юридическая война. Навязчивые судьи России готовы растоптать сами основы права.
Ш. О’Лири
Президент ЕСПЧ заявила также, что будет продолжать рассматривать жалобы с участием России. На 1 февраля 2023 года таких жалоб в ЕСПЧ почти 17.000. В основном это жалобы граждан России. Однако есть дело, в котором истцом выступает Российская Федерация. Это дело «Россия против Украины», касающееся войны киевского режима против населения Донбасса. И если председатель суда уже объявила Россию «агрессором», о каком независимом и беспристрастном рассмотрении дела может идти речь? Впрочем, это относится и к имеющимся искам Украины против России. А таких исков четыре. Плюс два межгосударственных иска против России со стороны Грузии.
Иски против России президент ЕСПЧ объявила «главными приоритетами» (top priority) в работе суда в 2023 году. Имеются в виду только политизированные иски. Большая часть (около 12 тысяч) рассматривать по существу и не собираются. По ним просто будут вынесены типовые решения, которые ранее выносились по аналогичным делам.
И вот что удивительно: несмотря на войну, ведущуюся против России открыто, Россия заявила, что заплатит свои взносы в Совет Европы за январь-март 2022 года! Решение, мягко говоря, спорное. И даже юридической щепетильностью его не объяснишь: в юриспруденции хорошо известны такие понятия, как форс-мажор или коренное изменение обстоятельств, в силу которых исключаются любая ответственность и тем более финансовые обязанности…
На прошлой неделе президент Российской Федерации В.В. Путин внёс в Государственную Думу законопроект о прекращении действия целого ряда международных договоров Совета Европы, включая Европейскую конвенцию о правах человека и ряд дополнительных протоколов к ней. Кстати, последний, Пятнадцатый протокол к Европейской конвенции вступил в силу для Российской Федерации совсем недавно – в августе 2021 года. Увы, это указывает на попытки России быть членом европейской правовой системы до последнего. Что называется, до упора.
При этом Россия остаётся государством-участником универсальных международных договоров по правам человека, многие из которых предусматривают гораздо большие объёмы прав, чем Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Да вот только в вопросах прав человека полагаться на международные договоры больше, чем на российское право, ошибочно. Полагаться на внешние силы в вопросах защиты прав человека в России изначально неверно. Основную работу предстоит сделать в национальном праве России…