Докладчики Совета по правам человека Организации Объединённых Наций обвинили Россию в якобы имевшем место уничтожении в ходе СВО украинских культурных ценностей.
Нетрудно догадаться, из какой столицы подбросили экспертам ООН тему исчезающих реликвий. Нет сомнений, кто разбазаривает национальное достояние бывшей УССР, тот и вздыбил тему надругательств над святынями и ценностями. Славяне давно подметили: на воре и шапка горит, вор на ярмарке громче других кричит «Держи вора!».
Как по заказу, в этот момент в Киеве находился бывший министр культуры (2010-2012), экс-посол (2012-2016) Литвы при ЮНЕСКО, с 2019 года – директор национального художественного музея Арунас Гелунас. Он и подхватил тему, цитируем: «Россияне уничтожают объекты культурного наследия, театры, музеи, галереи с их фондами, памятники, монументы и скульптуры, посвящённые лучшим представителям украинской нации – мыслителям, писателям, поэтам и воинам».
Литовец не привёл ни одного факта, потому что их в природе не существует. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова осудила заявления ООН и Гелунаса: «Ничего нового, кроме набивших оскомину безосновательных выпадов в адрес РФ, в данном опусе не содержится. Налицо очередная попытка выгородить киевский режим, а также демонизировать Россию. На объективность, как обычно, нет и намёка».
Откуда быть объективности, если эксперты СПЧ опасаются публично высказывать свое мнение о войне Киева с русским культурным и историческим наследием, а также о насаждаемой в европейских странах «культуре отмены» всего, что так или иначе связано с Россией!
В контексте «культуры отмены», например, в Прибалтике давно окончательно декоммунизировали общественные пространства, избавив улицы, площади и скверы от монументального наследия времён СССР. Из школьных программ в Литве, Латвии, Эстонии вычеркнули произведения русских авторов, библиотечные полки освободили от «неправильных» книг, кинопрокат – от опасных для национальной безопасности фильмов, театры – от разлагающих титульные нации спектаклей драматургов с русскими фамилиями.
Дерусификация в Латвии добралась до рынка продуктов. По инициативе националистов привычную «Русскую горчицу» переименовали в «Классическую», сыр «Российский» – в «Тильзитский».
А вот ещё факты. В Прибалтике российское кино «Чебурашка» запрещено. Рижский кукольный театр отказался от спектаклей «Рики-Тики-Тави», «Дюймовочка», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Незнайка» и других детских постановок. Оказывается, «они носят пропагандистский характер, травмируют психику маленьких зрителей».
От токсичной русской культуры в Эстонии страдают и взрослые, причём по обе стороны баррикад. Госкомпания «Эстконцерт» разорвала контракт с дирижёром Андресом Мустоненом. Он осмелился посетить Новосибирск, где выступал вместе с пианисткой Екатериной Мечетиной (членом Совета по культуре и искусству при президенте России) и джазовым трубачом Вадимом Эйленкригом (подозрителен тем, что публично не осудил СВО).
По рекомендации шефа политической полиции (КаПо) работодатель Керту Орро «осудила выступление музыканта и разрывает с ним сотрудничество». В результате оркестр остался без дирижёра, мужской хор – без руководителя.
Выписывая Мустонену волчий билет, гендиректор «Эстконцерта» добавила: «Культурное сотрудничество между Эстонией и Россией закончилось 24 февраля 2022 года».
Вот между Прибалтикой и Украиной оно цветёт. На рабочем столе автора статьи лежит буклет выставки «Футуромарення. Украина и авангард». В Таллине представлены новаторские художественные видения будущего, рождавшиеся в 1910-1920 годах. По словам директора художественного музея Кади Полли, в экспозиции – «радикальные грёзы о будущем в живописи и киноискусстве, сценографии, архитектуре и литературе Александры Экстер, Давида Бурлюка, Василия Ермилова и других выдающихся авторов».
Директор художественного музея Украины Юлия Литвинец рассказала: в Эстонию привезли 110 работ из четырёх собраний, в том числе из музея театрального, музыкального и киноискусства Украины, из частных галерей и коллекций. Все произведения «подчёркивают особенности украинской художественной жизни в контексте мировых художественных процессов первых десятилетий ХХ века».
Эстонские составители рекламного издания оповещают: «История украинского авангарда – это опыт, которому можно сопереживать, ведь у него много общего с созданием эстонского государства и нашими поисками идентичности как эстонцев и европейцев».
Важное, как обычно, напечатано в неприметном месте самым мелким шрифтом. С помощью увеличительного стекла читаем: «Мы предоставляем авангардному наследию безопасное место временного хранения в Эстонии».
Далее следуют благодарности людям, приложившим руку к появлению уникальной коллекции в Таллине. Среди прочих упомянут Арунас Гелунас, директор национального художественного музея Литвы. Он же является куратором выставки 66 мировых шедевров, привезённых в Вильнюс из Львова. Прежде реликвии принадлежали князьям Потоцким и Лозинским. В экспозиции представлена живопись XV-XX веков итальянских, фламандских, испанских, голландских, немецких, австрийских, польских и других мастеров.
В буклете вновь отмечено: «Если б выдающейся коллекции не угрожал вандализм русских, её не стали бы вывозить из Львова». Позвольте, господа, где Донбасс, а где Галиция. Какие могут быть угрозы?
Ещё один успешный проект Гелунаса – вывезенные в Литву святыни Киево-Печерской лавры. Речь идёт об иконах XVI-XVIII веков, изделиях из драгоценных металлов, камней, тканей, старинных книгах, живописи, уникальных археологических находках, всего не перечислить.
Плакать хочется, когда читаешь пояснительные тексты к ним: «Искусство Украины сверкало в конце XVII – начале XVIII веков. В эпоху барокко украинские мастера являлись законодателями мод в Европе». И рыдать: «Русские захватчики стремятся варварски уничтожить украинскость, память и ценности украинцев».
Даже неловко спрашивать, когда и каким образом сокровища лавры (и музеев Львова) стали украинскими? Не Сталин ли подарил?
Имеется в активе Арунаса Гелунаса совершенно секретная спасательная операция. Он организовал перевозку из киевского музея Ханенко (официальное название: Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко) крупнейших на Украине коллекций произведений искусства Европы, Азии и Древнего мира стоимостью в сотни миллионов долларов. Рембранд, Гойя, Дюрер...
Шила в мешке не утаишь. Стало известно, что вместе с гражданином Украины Александром Рудником литовец Гелунас при покровительстве министров культуры двух стран Александра Ткаченко и Шимона Кайриса вывозят в Вильнюс с Украины культурные ценности мирового значения. Такие дела по личной инициативе не делаются. О них обязаны знать премьеры и президенты. По-видимому, в курсе происходящего, поскольку посольствам двух стран даны команды оказывать всяческую поддержку и помощь «эвакуаторам».
Камуфлируется процесс как раз скандальными заявлениями докладчиков СПЧ ООН. Безосновательные обвинения в адрес РФ призваны отвлекать внимание мирового сообщества от происходящего. Экспертам ООН многие верят. Тем временем ценности утекают в неприметные, но надёжные хранилища. А кое-что прилипает к рукам главных ценителей европейской живописи в лице Гелунаса и Рудника. На теневом антикварном рынке Литвы уже можно купить за $350 000 «Девушку в ладье» Виктора Васнецова, «Русскую деревню» Василия Поленова за $67 000, «После венца/Поздравление новобрачных после венчания» Ильи Репина за $1 950 000, «Портрет мальчика» Василия Тропинина за $150 000. На продажу выставлен 41 лот, но неизвестный коллекционер обещает новые шедевры.
Найдутся читатели, которые возразят: так не бывает. Увы! Именно так и бывает. Перед Второй мировой войной в Каунасе (тогдашней столице Литвы) с художественной выставки бесследно исчез авторский вариант «Чёрного квадрата». В революционном угаре 1990-1991 годов из экспозиции художественного музея Литовской ССР испарились полотна Василия Сурикова, Константина Коровина, Николая Рериха, Исаака Левитана, Ивана Шишкина. Больше их нет. Следы остались только в старых каталогах.