Разгоревшийся с 7 октября конфликт на Ближнем Востоке, начавшийся с атаки движения ХАМАС на Израиль, способен не только изменить лицо целого региона, но и оказать решающее воздействие на отношения между всеми членами мирового сообщества, расколов его по линии поддержки двух противоборствующих сторон – Палестины и израильского государства. Несмотря на отдалённость, нынешний кризис в определенной мере затронул и интересы Белоруссии, заставив официальный Минск искать свою собственную позицию.
Ближневосточной регион уже не первый год является каналом для диверсификации экспортных потоков и формирования новой внешнеполитической доктрины на фоне усиливающегося давления со стороны Запада. Официальный Минск уделяет немалое внимание сотрудничеству как с Израилем, так и странами арабского мира, рассчитывая через них закрепиться в регионе. В этой связи в белорусской столице никогда не выступали с резкими заявлениями, стараясь поддерживать связи с обеими сторонами.
Отношения между Минском и Тель-Авивом всегда носили довольно прагматичный характер и не претерпели кардинальных изменений даже после событий 2020 года, когда в Белоруссии была осуществлена попытка государственного переворота, а страны Запада приступили к политике «удушения» республики за счет экономических и политических санкций. Израиль в данном процессе присоединился к некоторым рестрикциям, но постарался вести себя максимально корректно. Из Израиля в адрес официального Минска не последовало резких заявлений, а контакты между двумя странами сохранились.
В апреле текущего года Александр Лукашенко даже направил личное поздравление в связи с 75-летием президента Израиля Ицхака Герцога, отметив, что в Белоруссии «высоко ценят добрый и открытый характер сотрудничества с Израилем, основанного на многовековой истории добрососедства и взаимовыручки народов двух государств», и считают, что для сохранения контактов нужно возобновить регулярное авиасообщение между странами. В то же время Минск стремился иметь более тесные связи и с арабским миром, в том числе с Палестиной. В Минске на самом высоком уровне заявили о необходимости дальнейшего развития отношений с этим государством. Как отмечали белорусские чиновники, в перспективе две страны могли бы создать «более весомый инструмент двустороннего взаимодействия» в виде совместной межправительственной комиссии, которая бы занялась решением вопросов торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, а также в области здравоохранения. Белорусские власти неоднократно подчеркивали, что всегда оказывали поддержку Палестине в международных организациях и будут это делать и впредь.
Белорусский лидер не заострял внимания на нынешнем ближневосточном кризисе ни на проходившем 13 октября в Бишкеке заседании глав государств СНГ, ни даже во время встречи 17 октября с первым вице-президентом Ирана Мохаммадом Мохбером. Лукашенко каждый раз старался высказываться по данной теме крайне осторожно, лишь заявляя о необходимости прекращения военных действий и опасности эскалации конфликта.
Согласно заявлениям внешнеполитического ведомства, Белоруссия «выражает серьёзную обеспокоенность в связи с резким обострением ситуации в Израиле, сопровождающимся человеческими жертвами» и считает «неприемлемым любое проявление агрессии, а жертвы среди мирного населения – недопустимыми». В белорусском МИД призвали «стороны противостояния принять срочные меры для деэскалации напряженности в регионе».
Минск старается придерживаться нейтралитета по международной повестке дня, если дело не касается интересов республики, либо её отношений с Россией. В то же время на неофициальном уровне в Белоруссии всё же была обозначена, пускай и косвенно, определенная симпатия к одной из сторон. Государственные СМИ и различного рода эксперты довольно критично высказались в адрес действий Израиля, который после 7 октября приступил к масштабной бомбардировке сектора Газа, в результате которой уже погибли тысячи мирных граждан, в том числе сотни детей. Более того, белорусские массмедиа крайне негативно высказались и в отношении отключения палестинского анклава от электричества, воды и прекращения поставок продовольствия и медикаментов. Правда, все это по-прежнему не является официальной позицией Белоруссии и определенным образом отличается от отношения к конфликту со стороны России.
Вместе с тем противники белорусских властей, большинство из которых после 2020 года бежали из страны, заняли диаметрально противоположную позицию, полностью восприняв тезисы, которые превалируют на Западе. Экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская, которая уже не первый год находится на содержании ЕС и США, считает виновниками палестинцев. По словам беглой оппозиционерки, «терроризм и насилие, захват заложников и пытки, убийство мирных граждан не могут быть оправданы ничем», а потому «преступники, развязавшие войну и посягнувшие на ключевые человеческие ценности, понесут наказание». Никаких заявлений относительно гибели мирных палестинцев или политики израильских властей в отношении сектора Газа, которая по сути схожа с геноцидом, ни Тихановская, ни кто-либо ещё из белорусской оппозиции так и не сделали.
Подобное отношение к ближневосточную конфликту со стороны противников Александра Лукашенко вполне объяснимо: они находятся не просто под влиянием стран Запада, но и полностью зависят от финансирования с их стороны. Более того, Тихановская и ранее проявляла особый интерес к расширению контактов с представителями Израиля, от которых старалась заручиться поддержкой на международной арене. В мае текущего года экс-кандидат в президенты Белоруссии встретилась с послом Израиля в Литве Хадас Виттенберг-Сильверстайн. Тихановская отмечала, что чувствует поддержку с израильской стороны и видит её готовность «к большему сотрудничеству с демократической Белоруссией», так как в Израиле «нет иллюзий насчет режима Лукашенко».
После начала конфликта белорусская оппозиция в очередной раз продемонстрировала свое лицемерие и двуличность, попытавшись использовать ситуацию в своих интересах. Речь не только о стремлении понравиться западным кураторам, но и об очередной попытке дискредитировать белорусскую власть. В частности, уже в первые дни конфликта в телеграм-каналах, связанных с оппозицией, стала распространяться информация о гражданах Белоруссии, которые якобы были похищены ХАМАС. При этом упор в сообщениях делался на том, что белорусский МИД не делает ничего для их спасения, не помогая гражданам республики, находящимся в зоне конфликта. Вину за происходящее оппозиционеры возложили на «режим Лукашенко».
В целом реакция со стороны белорусских властей и их оппонентов на разгорающийся арабо-израильских конфликт в очередной раз продемонстрировала разность идеологических установок сторон не только по вопросу развития республики, но и по основным вопросам международной повестки дня. Нейтралитет официального Минска, который по своей сути близок к позиции России и значительной части мирового сообщества, ярко отличается от откровенно прозападной позиции белорусской оппозиции, полностью вставшей на сторону Израиля.