Планируемая Пентагоном военная операция против йеменских хуситов может провалиться

«Страж процветания» — как градус закипания

Планируемая Пентагоном военная операция против йеменских хуситов может провалиться

В ближайшее время глава Пентагона Ллойд Остин объявит о начале операции «Страж процветания» (Prosperity Guardian) по противодействию угрозам со стороны хуситов в Красном море. Ой, что будет! Проиранские формирования «Ансар Алла» («Помощники Аллаха», хуситы), контролирующие северную часть Йемена, в знак солидарности с палестинским движением ХАМАС уже давно промышляют в Красном море, нарушая процветание этой теплой акватории. Они решили нападать на все суда в Красном море, направляющиеся в Израиль, вне зависимости от того, кто ими владеет. В частности, после воздушного удара из контролируемой хуситами части Йемена загорелось торговое судно Al Jasrah, атакованное либо беспилотником, либо ракетой. По данным АР, на корабле случился пожар.

Заметим, это уже четвёртое торговое судно, которое было атаковано рядом с Йеменом за несколько дней. Кроме того, хуситы обстреляли ракетами танкер Ardmore Encounter под флагом Маршалловых островов, заставили под угрозой атак изменить курс грузовое судно Maersk Gibraltar под флагом Гонконга, подбили в Баб-эль-Мандебском проливе противокорабельной ракетой ASCM норвежский танкер Strinda. 15 декабря йеменские повстанцы установили дневной рекорд, обстреляв сразу четыре судна в Красном море:

  • атакован БПЛА и захвачен болгарский сухогруз «Руен»;

  • контейнеровоз MSC Palatium III загорелся после удара ракетой; 

  • повреждён MSC Alanya;

  • контейнеровоз Maersik Gebrelater был атакован БПЛА;

  • ранее Hapag-Lloyd подтвердила, что ее контейнеровоз Al-Jasrah также был атакован.

Кроме того, беспилотники атаковали британский и американский эсминцы HMS Diamond и USS Carney. Правда, в Пентагоне заявили, что только 16 декабря им удалось уничтожить 15 «хуситских» машин.

Военная эскалация в Красном море поставила под угрозу международные морские перевозки. В частности, контролирующая почти 15% мирового рынка перевозок датская Maersk, крупнейшая в мире по вместимости контейнеровозов швейцарская MSC, германская Hapag-Lloyd, французская CMA CGM и другие компании перенаправляют свои суда в обход Африки (на 5 тыс. км протяжённее традиционного маршрута), что неизбежно приведёт к удорожанию товаров. Ранее использование Суэцкого канала прекратила израильская судоходная компания Zim, одна из крупнейших в мире. Тайваньский судоходный гигант Yang Ming Marine принял решение сократить отправку грузов в Израиль. В настоящее время трафик через Красное море составляет от 10% до 12% мировых морских перевозок, на него приходится 5% мирового объёма транспортировки нефти. В случае переноса кризиса безопасности на Красном море ещё и на сопредельное Аравийское море, через которое проходит до трети мировых морских поставок нефти, экономические издержки  ещё более возрастут. Торговля Израиля с государствами Восточной Азии на сумму 22 млрд долл. оказалась под угрозой и теперь ей приходится идти вокруг мыса Доброй Надежды. Маршрут между Роттердамом и Сингапуром через Суэцкий канал протяженностью 15 тыс. км увеличился более чем на 5 тыс. км, и ущерб увеличивается. Пытаясь обойти опасный участок, израильтяне перенаправляют часть коммерческого грузопотока на Дубай…

Могут ли в Америке равнодушно смотреть на весь этот беспредел? Разумеется, нет, вот и озаботился срочно мистер Остин «свободой мореплавания». Этот чернокожий господин планирует посетить регион в начале следующей недели в компании с главой Объединенного комитета начальников штабов ВВС генералом Брауном, дабы объявить о начале той самой операции Prosperity Guardian. Отмечается, что она будет носить интернациональный характер, будучи направленной на обеспечение вожделенной «международной безопасности мореплавания». Тем более что, захватив на днях израильское судно Galaxy Leader, хуситы объявили, что не отпустят его до тех пор, пока режим Нетаньяху не остановит уничтожение Газы под видом «военной операции». Накануне спикер повстанцев Йемена Яхъя Сари заявил о нанесении хуситами массированного удара по израильскому порту Эйлат на Красном море.

Основная интрига вокруг плана Ллойда Остина кроется в вопросе, разрешит ли Саудовская Аравия хуситам запускать через свою территорию баллистические ракеты по целям в Красном море. Раньше не разрешала, но сейчас, после начала дружбы с Ираном, вполне может изменить свою позицию. Как представляется, если бы глава Пентагона точно знал, что ракеты прилетят с этого направления, то не стал бы так бравировать мускулами. Ракеты иранские, и как пишут, гиперзвуковые и очень точные, так что авианосец могут и завалить. Неприятный сюрприз для тех «стражей процветания», которые рискнут-таки выйти на патрулирование моря. 

Может быть, конечно, что ЦРУ добилось от саудовского принца ибн Салмана согласия на этот запрет – в этом случае посмотрим, каков будет ответный шаг Ирана. Но если не добилось, то случится нечто похожее на поспешное бегство американцев из Афганистана летом 2021 года. Ведь не зря же в каком-то из их маршей поётся о «суше и море». Побежали на суше, побегут и на воде, оставляя режим Зеленского в ещё большем огорчении…

Статьи по теме