В США разработан искусственный интеллект для боевых роботов

В США разработан искусственный интеллект для боевых роботов

Первый в мир робот-домработница Mobile Aloha может показать себя с неожиданной стороны

Пока все миролюбивое человечество отмечало новогодние праздники, американская компания Google DeepMind представила первого в мире робота-домработницу Mobile Aloha.

Кибер-кухарка может самостоятельно выполнять сложные манипуляционные задачи: обжаривает креветки и подает их на стол, открывает настенный шкаф и ставит туда кастрюлю, вызывает лифт и заходит в него, а также моет использованную кастрюлю.

В Google DeepMind сообщают, что Mobile Aloha создана студентами-стажерами компании, однако, это не так.

На самом деле это заслуга команды Стэнфордского университета в составе доцента кафедры компьютерных наук и электротехники Челси Финн с двумя аспирантами – Цзи Пэн Феном и Тони Чао.

Стэнфордский университет, как известно, – ведущий научный центр для продвинутых разработок в интересах Пентагона и ЦРУ. 

Вот и эта, на первый взгляд, безобидная и даже полезная в домашнем хозяйстве разработка Стэнфордских интеллектуалов имеет, как говорится, двойное назначение.

Как отмечают российские IT- аналитики, Mobile Aloha – это «реальный прорыв в робототехнике, сопоставимый с «революцией ChatGPT». Дело в том, что робот Mobile Aloha преодолел так называемый «парадокс Моравека», который заключается в том, что «высококогнитивные процессы [то есть то, что делает GPT-4 и прочие чат-боты] требуют относительно мало вычислений, а низкоуровневые сенсомоторные операции требуют огромных вычислительных ресурсов, из-за которого обучение робота – домработницы стоило раньше огромных денег».

Этот прорыв оказался возможным благодаря применению разработанного в университете Карнеги-Меллона имитационного обучения роботов для выучки Mobile Aloha. 

Робот наблюдал, как Шихар Бахл, робототехник из Университета Карнеги-Меллона открывает дверцу холодильника, запоминал его движения, местонахождение холодильника, поворот двери, форму ручки, анализировал эти данные, а затем пытался повторить то, что делал ученый.

Сначала робот ошибался: пропускал ручку, брался за нее не в том месте или дергал не в ту сторону. Но после нескольких часов практики роботу удалось открыть дверку холодильника.

В Стэнфорде пошли иным путём. Команда Челси Финн по полсотни раз демонстрировала своему роботу обучающие движения, поэтому тот и обучился быстрее.

Немалых трудов стоило научить робота согласованно использовать свои руки-манипуляторы, а также контролировать все тело, а не только руки в ходе домашних приборок.

Сейчас компания Google DeepMind готова запустить робота-домработницу в продажу по цене всего $32 тыс. При массовом производстве цена снизится на порядок, и такие кибер-помощники станут доступны массовому потребителю.

Но ИИ с разносторонними сенсомоторными навыками – это именно то, что необходимо для автономных систем вооружений, то есть боевых роботов, самостоятельно находящих цель и принимающих решение на ее уничтожение.

Ханс Моравек, автор пионерских разработок в области робототехники и ИИ, делит роботов на четыре поколения.

Первое поколение – «уровень ящерицы». Такие роботы могут выполнять одну запрограммированную заранее задачу. Эффективнее всего они действуют в организованной среде и полностью зависимы от человека-оператора.

Второе – «уровень мыши». Такие роботы способны демонстрировать адаптивное поведение на примитивном уровне, то есть обучаться в процессе выполнения задач и действовать в неизвестных заранее условиях. В определенных рамках они могут действовать самостоятельно, например вернуться в заданную точку в случае утери связи с оператором.

Третье поколение – «уровень обезьяны». Такие роботы уже не нужно программировать, поскольку они будут ограниченно разумными. Оператору достаточно будет показать или объяснить машине задачу.

И, наконец, роботы четвертого поколения достигнут «уровня человека» и будут способны самостоятельно мыслить и принимать решения.

Подавляющее большинство современных робототехнических комплексов (РТК) военного назначения находятся на уровне «ящерицы» или не слишком умной «мыши». Современный боевой робот без человека-оператора никуда не сдвинется. 

Самым главным препятствием для распространения боевых роботов на поле боя является наличие РЭБ, которая может их вывести из строя. Ход боевых действий в военном конфликте на Украине показал, что беспилотники-камикадзе (по сути – дистанционно управляемые роботы уровня «ящерицы») могут сбиваться специализированными системами РЭБ.

Кроме того, дистанционное управление, как показало применение наших наземных роботизированных платформ «Уран» в Сирии, не позволяет оперативно реагировать на ситуацию в бою.

Робота Mobile ALOHA можно отнести к уровню «умной мыши». На базе такого ИИ можно создать небольшую танкетку, загруженную взрывчаткой, которая самостоятельно найдет цель и взорвет ее. Это если театр военных действий – ровная как биллиардный стол пустыня.

Если же ТВД в лесу или в городской застройке, то бомбу может доставить к цели созданный Google четырехлапый робот-собака Laikago.

Наученные сенсомоторным навыкам боевые роботы на гусеничном ходу, четвероногие или антропоморфные могут действовать в режиме «сетевого» роения, объединившись в «стаи».

Тактика «сетевого роения» основана на так называемой стигмергии, отмечает эксперт CNAS Лорен Фиш. Одной из форм биологической самоорганизации, в ходе которой создаются сложные структуры без какого-либо планирования, контроля и даже прямой связи между индивидами. Стигмергия является свойством коллективного взаимодействия термитов и участников массовых протестов в ходе цветных революций. Роевая стигмергия позволяет создавать самоорганизующиеся стаи, которые действуют на основе четко установленных правил (найти цель, сосредоточиться, атаковать, рассеяться).

Бригадный генерал Росс Коффман, директор Пентагоновской программы Next Generation Combat Vehicle (NGCV), отмечает, что все видели боевики, в которых роботы выполняют множество рискованных задач – обнаружение и обезвреживание бомб, поиск и спасение, стрельбу из оружия и многое другое.

«Сегодня мы воплощаем это в жизнь, – говорит Коффман. – Поле битвы наполнено действительно ужасными местами, где люди сегодня выполняют задачи, которые им не следует делать. Наши американские сыновья и дочери выходят туда и охотно ставят себя на эти позиции, чтобы выполнить миссию. Но сегодня с учетом того, как развиваются наши технологии. На продвинутом уровне наши роботизированные машины могут двигаться вперед от пилотируемых сил, чтобы увидеть, что там происходит, обнаружить химикаты, открыть огонь прямой наводкой по врагу, определить, есть ли препятствие, а затем объединиться с людьми, чтобы определить наилучший план действий».

Действующие без связи с оператором полностью автономные стаи недорогих боевых роботов по замыслу американских военных должны стать основной ударной силой в войнах будущего. Профинансированная компанией Google DeepMind разработка Стэнфордского университета создала вариант ИИ, необходимый для реализации этих планов Пентагона.

«Под сладкими выражениями таятся мысли коварные», – предупреждал незабвенный Козьма Прутков. Так и в данном случае. Какой бы мирный трактор/робота-домработницу ни создавали англосаксы, на поверку выходит гаджет, пострашней Хиросимы.