Согласованный и принятый на днях 14-й пакет антироссийских санкций в очередной раз обнажил их главную проблему – так уж получается, что он бьёт по западным, в частности европейским, компаниям куда как сильнее, чем, собственно, по самой России. В итоге вот уже третий год (это, если не считать санкций, принятых в Европе в период с 2014 года) европейцы напоминают знаменит разых мышек из шутки про кактус, которые плачут от боли, но продолжают его грызть.
Впрочем, не все еврейские компании готовы участвовать в этом массовом проявлении идиотии и предпочитают идти своим путём, несмотря на осуждение со стороны официальных органов Евросоюза и завистливые взгляды менее решительных коллег.
Так, относительно недавно глава известного производителя шоколадных плиток Ritter Sport Андреас Ронкен заявил, что решение компании не уходить с российского рынка было правильным.
«Если бы компания ушла из России, ей пришлось бы уволить 200 сотрудников. Россия является вторым по величине рынком сбыта в мире. Шоколад будет продолжать поставляться в Россию, несмотря на политику Запада. Вы не можете выиграть войну с помощью ограничений на продукты питания», – отметил Ронкен в интервью германскому журналу Focus.
Ещё одним примером стойкости, точнее адекватности, оказалась французская Auchan Retail (Ашан), представители которой в очередной раз опровергли информацию об уходе Ашана из России, почеркнув при этом, что устали от подобных надуманных обвинений.
Тем не менее, положа руку на сердце, приходится признать, что таких примеров всё же не так много. Многие действительно уходят, повинуясь политическим требованиям США и ЕС.
Так, согласно данным ЕГРЮЛ, «Эйч энд Эм», основное юридическое лицо в России популярного шведского ритейлера H&M, приняло решение о ликвидации компании. Также стало известно, что нефтяной гигант Shell в Россию не вернётся – он даже не стал продлевать в Роспатенте права на товарный знак в виде знаменитой жёлто-красной «ракушечки».
Впрочем, вариант ухода из России по принципу «прости-прощай» всё же довольно редок. Абсолютное большинство западных компаний придерживаются иного стиля – уходят, но не прощаются или же прощаются, но не уходят.
Среди первых, например, немецкий производитель ликеров Jagermeister, который вроде как ушел, но не далее как 11 июня 2024 года продлил регистрацию в РФ собственного товарного знака.
Или один из столпов американской экономики, транснациональная компания The Coca-Cola Company, ушедшая с российского рынка ещё в 2022 году, но подавшая недели две тому назад в Роспатент три заявки на регистрацию товарных знаков Coca-Cola, Sprite и Fanta.
При этом куда интереснее ведут себя другие представители западного бизнеса, формально наш рынок покинувшие, но де-факто, как это часто бывает, продавшие свой российский бизнес за условный «один рубль». В результате возникают предприятия вроде «Вкусно и точка», внешне совершенно не отличимые от предыдущих владельцев и предлагающие своим покупателям ровно ту же продукцию только под другими наименованиями.
Последний из подобных примеров – «Леруа Мерлен», который очень скоро сменит своё название на «Лемана ПРО». Как пишут российские информагентства, головной офис во Франции согласился на ребрендинг спустя почти год переговоров и только на условии полного редизайна, то есть никакого зелёного цвета, фирменного треугольника и похожего названия.
Как объяснили представители нового бренда «Лемана ПРО», название было составлено из нескольких слов, где «Lе» – это лидерство (Leader), «Ма» происходит от французского «Maison» (дом), «Nа» – от «Nature» (экологическая и социальная ответственность) и «Pro» как свидетельство сохраняющегося фокуса на профессионалов в области строительства и обустройства дома. В общем, трудно не догадаться, что в реальности это всё тот же старый, добрый «Леруа Мерлен».
Одним из ответов на вопрос, почему же западные компании идут на подобные ухищрения и не проще ли было бы действительно по-настоящему покинуть Россию, может стать информация, обнародованная в процессе недавнего обсуждения возможных действий РФ в ответ на конфискацию Западом замороженных российских золото-валютных резервов.
Так, согласно данным, представленным «Российской газетой», компания «Вимм-Билль-Данн», объединяющая молочные активы в России PepsiCo Inc., только в 2023 году получила чистую прибыль в размере 8,825 млрд рублей, что в 2,6 раза больше, чем в 2022 году (3,36 млрд рублей).
«Еще одна «дочка» PepsiCo – «ПепсиКо Холдингс» (производство безалкогольных напитков) снизила чистую прибыль до 34,578 млрд рублей с 36,79 млрд рублей годом ранее, но показала высокие темпы роста выручки – на 12,1%, до 209,183 млрд рублей против 186,556 млрд рублей в 2022 году», – говорится в публикации.
Та же история с ещё одним столпом американского бизнеса – корпорацией Mars, продажи российской «дочки» которой увеличились на 14% по сравнению с 2021 годом (до 177 млрд рублей), а чистая прибыль выросла на 58% и составила 27 млрд рублей.
Похожая ситуация у KraftHeinz Company и у Mondelēz, которая в последние время никак не может определиться – уже таки выйти или ещё чуть-чуть остаться. Оно и понятно: ну кто ж захочет добровольно отказываться от таких барышей?
Впрочем, шутки шутками, а зачастую исключения из антироссийских санкций являются вопросом жизни и смерти для целых государств. Так, буквально накануне принятия упомянутого уже 14-го санкционного пакета Берлин вел весьма жаркие споры с Брюсселем, требуя позволить ФРГ продолжить закупать российский СПГ без оглядки на санкционному политику ЕС.
Как пишет Daily Express, Германия – крупнейший потребитель российского трубопроводного газа – недавно заблокировала введение первых в истории санкций против прибыльного российского сектора сжиженного природного газа.
«Несмотря на то что после начала российской спецоперации на Украине европейские страны стараются меньше зависеть от российских поставок, они продолжают импортировать газ из России», – отмечает издание.
Более того, как утверждают британские журналисты, недавнее исследование показало, что поставки российского СПГ в Германию из Бельгии за последние пару лет только увеличились, и это, несмотря на то, что Германия запретила прямой импорт газа из России.
«В целом в мае из России было поставлено 15% трубопроводного газа и СПГ в ЕС, Великобританию, Швейцарию, Сербию, Боснию и Герцеговину и Северную Македонию», – констатирует Daily Express.
Как оказалось, заставить еврочиновников сделать исключение из правил, отстаивая собственные национальные интересы, способна не только Германия, но и Венгрия, сумевшая обменять своё согласие на использование доходов от российских активов для помощи Украине на отсутствие в 14-м пакете упоминания проекта строительства АЭС «Пакш-2» с участием Росатома.
О чём это всё говорит? Несмотря на известное утверждение вождя мирового пролетариата о том, что политика это концентрированное выражение экономики, руководство ЕС продолжает упорствовать в своих попытках силой подчинить второе первому. Правда, с каждым разом всё с меньшим успехом.
Более того, выбирая между мазохистским желанием наказать Россию любой ценой и стремлением не допустить ущерба для самих себя, европейцы всё чаще предпочитают второе.
Можно, конечно, как компания Google исключить из собственных «электронных таблиц» (аналог Excel) упоминание российского рубля, но победить сам рубль, а также забыть о выгоде, которую возможно получить на российском ранке, никак не получится.
И сколько бы ни старались европейские русофобы сделать вид, что России не существует, всё это выглядит как жалкая попытка лилипутов приручить Гулливера. Впрочем, я почему-то уверен, что главный апологет европейской русофобии Урсула фон дер Ляйен книг великого Свифта не читала. Оттого-то, видимо, и все нынешние европейские проблемы…