Образовательная катастрофа в Германии стала реальностью

Германия переживает беспрецедентный кризис системы образования со времён Второй мировой

Статистика неумолима: дети мигрантов вовсе не стремятся ассимилироваться

Сенатор по вопросам образования и молодежи Берлина Катарина Гюнтер-Вюнш провела на днях пресс-конференцию, в ходе которой рассказала о том, что многие ученики столичных школ неспособны изучить немецкий язык и математику.

По ее словам, около 43 процентов третьеклассников Берлина не достигают даже минимального уровня по чтению, а по математике этот показатель составляет даже 46 процентов. Год назад он составлял около 33 процентов. «Когда она вступила в должность сенатора, Гюнтер-Вюнш поставила перед собой задачу, чтобы ученики начальной школы умели читать, писать и заниматься математикой к концу четвертого класса»,пишет Berliner Zeitung.

Но успеха она не добилась.

На пресс-конференции выступил также директор школы, расположенной в центре Берлина, на Леопольдплац, Филипп Лоренц, который рассказал, что в его школе 90 процентов детей живут в семьях, где не говорят по-немецки.

Лоренц заявил, что в качестве выхода из сложившейся ситуации 525 ученикам его школы предложен «широкий спектр возможностей, включая уроки арабского и турецкого языков».

Но усиленное обучение детей мигрантов арабскому и турецкому языку никак не способствовало их успехам в изучении немецкого языка и математики, что и подтвердила Катарина Гюнтер-Вюнш. 

Между тем все выступавшие на пресс-конференции просто-таки сияли от переполнявшего их энтузиазма и оптимизма, чему, видимо, способствовала лестница, по которой они поднимались на трибуну, с написанными на ней словами «признание», «толерантность» и «достоинство».

Статистика неумолима: дети мигрантов не хотят и не будут ассимилироваться.

В интервью немецкой газете Die Welt директор двух школ в Хемнице Норма Грубе описала нарастающий хаос в школах Германии, когда многие дети с трудом говорят по-немецки, агрессивные нападения детей мигрантов на немецких школьников стали обычным явлением, а на родительских собраниях регулярно требуются переводчики. По словам Грубе, мало кто поддерживает заявления сторонников миграции о том, что увеличение многообразия принесет Германии светлое будущее.

«На школьном дворе встречаются представители двадцати трёх разных народов, некоторые из которых вообще не понимают друг друга и иногда происходят из враждебных регионов... Нам нужно много бесед между родителями и учителями, которые в основном проходят с переводчиками. И это подводит нас к одной из причин, почему профессия учителя становится все менее и менее привлекательной: психологический стресс огромен и значительно увеличился», – отметила Грубе, сообщив также о высоком уровне неуважения к учителям, с которым многие из них не могут справиться, что приводит к высокой текучести кадров.

«Результаты последнего исследования грамотности немецких школьников в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) оказались отрезвляющими для Германии»,сообщает немецкий телеканал N-NV.

Германия показала худшие результаты, чем когда-либо прежде. По чтению, математике и естествознанию немецкие школьники получили самые низкие баллы, зафиксированные в Германии с момента начала серии исследований в 2000 году. 

«После плохих результатов немецких учащихся в последнем исследовании PISA профессор Клаус Цирер призывает принять пакет мер, чтобы компенсировать провал в детском образовании. Он говорит о “величайшем образовательном кризисе послевоенного периода” и призывает разработать “Генеральный план образования до 2030 года”. Он также еще раз призывает вкладывать деньги в преподавательский состав в школах, а не в технологии», – отмечает N-TV.

«Цифровой проект стоимостью в миллиард долларов должен быть как можно быстрее преобразован в человеческий проект», – считает профессор школьного образования Аугсбургского университета. – Люди важнее технологий!» 

Цирер – один из самых известных школьных педагогов Германии. Он один из ученых, критикующих цифровизацию школ.

«Учителя – самые важные игроки в школах», – указывает Цирер. На фоне нехватки учителей Цирер призывает создать привлекательные финансовые стимулы для школьных преподавателей.

Но его призывы тонут в море «толерантности» и «достоинства», насаждаемых правительством Шольца.

«Германия стоит на пороге образовательной катастрофы», – бьёт в набат немецкий журнал Spiegel. В стране не хватает школ и учителей, классы переполнены, а педагоги перегружены работой. «В некоторых средних школах до четверти уроков ведут временные сотрудники, во многих начальных классах сидят до 50 учеников», – описывает сложившуюся ситуацию издание. 

Да и сами школьные здания находятся не в лучшем техническом состоянии. Многие из них уже давно требуют ремонта и нового оборудования, на что Германии уже сейчас нужно потратить порядка 50 миллиардов евро.

Все эти проблемы, естественно, сказываются на уровне образования – уровень его, особенно в начальных классах, становится все хуже. По данным кёльнского Института экономических исследований, сегодняшние немецкие учащиеся начальных классов отстают в обучении от своих сверстников образца 2016 года на одну-две четверти. По навыкам чтения до минимальных требований в Германии сейчас не дотягивают 18 процентов учеников четвертых классов, по арифметике – 22 процента, по правописанию – почти каждый третий. 

Такое падение образовательного уровня скоро начнет негативно сказываться и на немецкой экономике, которой нужны все более квалифицированные кадры.

Но растущий дефицит школьных учителей в Германии вынуждает правительство искать выход из образовательного кризиса в цифровизации школ, с чем так не согласен профессор Цирер. 

Нехватка учителей принимает крайне острый характер. В ряде средних школ ФРГ часть уроков ведут временные сотрудники, во многих начальных классах сидят до 50 учеников, причем далеко не арийского происхождения.

При этом сама профессия учителя в Германии стремительно теряет привлекательность, даже несмотря на высокие зарплаты и привилегированный статус госслужащего, который получают работники немецких школ. Как отмечает Spiegel, раньше работать в школу шли либо по призванию, либо ради стабильности – одна из привилегий госслужащего заключается в том, что его практически невозможно уволить. Но за последнее время стабильная работа перестала быть большой ценностью: квалифицированных кадров в Германии остро не хватает и при наличии высшего образования найти себе работу с хорошей зарплатой сейчас не так уж сложно. 

Учителя же по призванию в последнее время чувствуют себя в школах некомфортно. Со своим педагогическим образованием они часто проигрывают обладателям других специальностей, которых сейчас активно набирают в школы. «Баварское радио» приводит в этой связи пример учительницы из Мюнхена, которой не разрешили вести обществознание в средних классах по причине нехватки у нее специальной подготовки и академических достижений в данной сфере, но зато легко отдали этот предмет выпускнику с дипломом политолога.

Недовольные своим положением, нагрузкой и давлением со стороны руководства, а также общей ситуацией в школах старые кадры уходят. Новые тоже не задерживаются надолго, и в результате значительная часть учителей в немецких школах – это временные сотрудники, нанимаемые на короткий период. И никто не знает, что с этим делать. Даже сами работники школ говорят, что решить кадровую проблему вряд ли удастся даже в долгосрочной перспективе.

Если проблему нельзя решить, нужно просто запретить ее обсуждать. Так решили в Бремене, внутренним распоряжением местного министерства образования запретив учителям обсуждать школьные проблемы с журналистами и политиками, а также высказываться на подобные темы в соцсетях. Все интервью или комментарии, если учителей, например, попросят об этом СМИ, должны проходить через специальную пресс-службу или как минимум через директора школы. Правда, в ответ на журналистский запрос в бременском Минобре заявили, что распоряжение было выпущено по ошибке и сейчас его уже отозвали, похоже испугавшись скандала.

Образовательная катастрофа в Германии стала уже объективным фактом. Правительство Шольца даже не делает вид, что знает, как выйти из тупика.

Нация великого поэта Гёте и великого математика Лейбница разучилась читать и считать. 

Что немцам смерть, то русским здорово. Неграмотные дети мигрантов вряд ли смогут делать танки «Леопард». Разве что луки и стрелы к ним на заводах компании «Рейнметалл». 

Другие материалы