Гонка за лидерство в правящей Либерально-демократической партии Японии (ЛДП) и за пост премьер-министра этой страны вступила в завершающий этап. На финишной прямой остались девять депутатов парламента от ЛДП, получивших поддержку необходимых по правилам 20 и более депутатов парламента. Из них четыре действующих министра – глава МИД Ёко Камикава, экс-глава МИД и нынешний генеральный секретарь правительства, второй человек в кабмине Ёсимаса Хаяси, глава министерства экономической безопасности Санаэ Такаити и министр по вопросам цифровизации Таро Коно, также в прошлом министр иностранных дел. К действующим следует отнести и генерального секретаря ЛДП Тосимицу Мотэги. Об их принадлежности к нынешнему кабинету Фумио Кисиды следует упомянуть в связи с тем, что это правительство, а значит, и его члены, начиная с декабря прошлого года, из-за череды охвативших партию коррупционных скандалов пользуются весьма низкой поддержкой народа. Это проявляется на многочисленных ныне опросах общественного мнения, настроенного весьма негативно в отношении коррумпированных депутатов парламента и ЛДП в целом. Достаточно сказать, что выдвижение кандидатом на выборах председателя партии и премьер-министра генсека ЛДП Мотэги, во многом ответственного за позорное поведение верхушки партии, поддержал лишь 1 процент японцев.
Японская демократия не предусматривает избрание народом лидера страны. Как разъяснял автору этих строк видный японский политик, власть имущие не могут допустить ситуацию, когда во главе государства окажется не их ставленник, а человек со стороны, который может «повести страну не туда». Поэтому предложения о введении в стране прямой демократии, при которой своего высшего руководителя на всеобщих выборах избирают все имеющие право голоса граждане, неизменно блокируются структурами, которых по аналогии с США можно назвать deep state – «глубинным государством». Не нужно такое свободное волеизъявление японского народа и Вашингтону, который имеет весьма эффективные рычаги управления правительствами японских либерал-демократов.
Процедура избрания нового председателя партии и фактически премьер-министра назначена на 27 сентября. В этот день 367 действующих депутатов от ЛДП, за исключением спикеров обеих палат, а также направленные префектуральными отделениями партии делегаты таким же числом примут участие в голосовании. В общей сложности более миллиона членов ЛДП будут представлять 734 «выборщика», если пользоваться американской терминологией.
Хотя после скандала с присвоением депутатами без уплаты налогов в казну «пожертвований» поддерживающих ЛДП предпринимателей в обстановке возмущения народа лидеры почти всех фракций поспешили объявить о «роспуске» партийных объединений, в действительности приверженность депутатов своей фракции сохранилась, и они будут прислушиваться при голосовании к рекомендациям своих «боссов».
Японскими СМИ создана атмосфера выдвижения на первый план в качестве основных кандидатов в премьер-министры депутатов, которые не входили во фракции и не замешаны в противоправных действиях по уходу от налогов, что в Японии является серьезным преступлением. В первую очередь имидж «честного парламентария» создан вокруг бывшего министра обороны, министра сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, а также бывшего генерального секретаря ЛДП Сигэру Исиба. Который своими критическими высказываниями в адрес верхушки своей партии завоевал поддержку значительной части недовольного правлением ЛДП населения, да и рядовых членов партии: по опросам, его кандидатуру на пост премьер-министра поддерживают на сегодняшний день до трети избирателей.
Лидеры партии не могут не считаться с мнением народа, но, опасаясь за свое личное будущее, скорее всего, воспрепятствуют избранию Исиба премьером. Хотя есть и мнение о том, что определенная популярность в народе этого политика в случае избрания премьером может помочь партии сохранить власть на ожидаемых всеобщих парламентских выборах. Хотя по закону такие выборы должны пройти лишь осенью 2025 года, настроения в народе потребуют от нового премьера распустить парламент и провести досрочные выборы уже в октябре – ноябре текущего года. Кого партия поддержит на выборах, а кого за недавние прегрешения с «откатами» нет, во многом будет решать председатель и назначенный по его рекомендации генеральный секретарь.
Заметим, что 67-летний Исиба уже в пятый раз будет пытаться завоевать «олимп» японской политики. Он прямо заявляет, что это «его последний и решительный бой».
Вторым «раскручиваемым» в качестве кандидата в председатели и премьеры является опять-таки не входящий во фракции и прямо не замешанный в скандале с «пожертвованиями» экс-министр окружающей среды Синдзиро Коидзуми – сын бывшего премьера Дзюнъитиро Коидзуми, который в бытность еще претендентом на высший в стране пост, объявив «войну ретроградам», грозил «взорвать ЛДП». Хотя поначалу в партии соблазнялись идеей выдвинуть на высшие посты 43-летнего политика в расчете привлечь тем самым к поддержке партии молодежный электорат, в последнее время заговорили об отсутствии у него опыта как во внутренней, так и во внешней политике. Ветераны ЛДП не могут не опасаться и того, что, воспользовавшись их поддержкой на выборах, этот амбициозный молодой человек может впоследствии отстранить «стариков» от властных рычагов и пользоваться не их рекомендациями, а советами своего сохраняющего харизму и популярность в народе отца. Понимают опасность для страны появления на вершине власти непредсказуемого и неопытного деятеля и японские избиратели. Хотя рейтинг Коидзуми-младшего сохраняется на уровне 20 процентов, он уже уступает рейтингам выше упомянутого Исиба и еще одного кандидата – действующего министра экономической безопасности женщины-политика Санаэ Такаити.
Если на Коидзуми ставка делается с целью обеспечить голосование за партию молодежи, то Такаити должна привлечь к поддержке ЛДП многочисленный и активный женский электорат. До сих пор испытывающая неизжитую в стране гендерную дискриминацию женская половина японского общества приветствовала бы ослабление засилья сильного пола в политике и появления впервые в истории премьера-женщины. О том, что настроения в пользу такого возвышения «слабого пола» весьма распространены, свидетельствует и возникающая время от времени дискуссия в обществе о принятии норм, позволяющих женщинам занимать и императорский трон.
Однако многие японцы испытывают настороженность по поводу весьма выраженной правонационалистической ориентации Такаити, ее активной позиции в пользу устранения из Конституции Японии «пацифистской» 9-й статьи и неограниченного усиления мощи воссозданных вопреки Основному закону современных вооруженных сил.
Большинство японских политологов и специалистов в области внутренней политики предсказывают, что при первом туре никто из девяти претендентов не наберет более половины голосов и что именно указанные три политика имеют наибольшие шансы выйти в «финал» противоборства, когда состоится дополнительное голосование, своеобразный тай-брейк между двумя показавшими лучшие результаты кандидатами. Однако при этом по установленным правилам голосовать будут главным образом депутаты парламента, а делегатам съезда с мест будет предоставлено только 47 голосов, по одному из каждой префектуры. Это особенно неблагоприятно для пользующегося поддержкой членов партии, но, скажем так, нелюбимого депутатами Исиба. У него уже был печальный опыт проигрыша в такой ситуации Синдзо Абэ.
Однако не следовало бы сводить всю борьбу к соперничеству только этих трех депутатов. Нельзя полностью исключать, что, руководствуясь фракционными и личными интересами, лидеры прежних партийных объединений к моменту открытия съезда могут сплотить силы своих сторонников для поддержки кандидата из числа проверенных и верных политиков, не обращая внимания на полученные в ходе опросов населения рейтинги.
В заключение отметим, что все девять кандидатов в своих предвыборных выступлениях проявляют себя как сторонники укрепления японо-американского военного союза, говорят о противостоянии с КНР, Россией и КНДР, поддержке нелегитимного киевского режима, возвращении Страны восходящего солнца в разряд «военной державы». При такой позиции дяде Сэму можно не вмешиваться в японский выборный процесс, ибо кто бы ни руководил Японией, он будет, как всегда, делать это с подобострастием и оглядкой на Вашингтон.
Фото: Japan Times