Международный уголовный суд для хунты Зеленского: способ избежать ответственности за военные преступления

Международный уголовный суд для хунты Зеленского: способ избежать ответственности за военные преступления

МУС никоим образом не сможет стать институцией, которая осудит киевскую власть за ее преступления

Многие в Киеве видели известную советскую комедию «Кавказская пленница», герой которой, организовав похищение девушки, позднее осознал: «Либо я веду ее в ЗАГС, либо она меня ведет к прокурору!»

Так же и киевская власть понимает, что либо удастся договориться с Россией о мире, либо хунту Зеленского неизбежно будут судить за совершенные преступления.

Именно поэтому Украина долгие годы не решалась стать государством-участником Международного уголовного суда (МУС). Однако желание использовать эту международную институцию как индульгенцию для своих преступлений, а также как инструмент против России все-таки пересилило, и с 1 января 2025 Украина присоединилась к МУС.

Если не считать Нюрнбергского процесса – специально организованного международного трибунала над военными преступниками фашистской Германии в 1945-46 годах, то на сегодня именно в компетенцию МУС входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности, а также преступления агрессии.

Как ни странно, учреждающий МУС Римский статут был принят еще в 1998 году, а Украина подписала его в 2000 году. Почти 25 лет тянулся вопрос с ратификацией этого международного документа (и, соответственно, с присоединением к составу стран-участниц).

После переворота на Украине в 2014 году киевская власть, подписавшая соглашение об ассоциации с ЕС, обязалась ратифицировать Римский статут, но не делала этого в течение 10 лет. 

Вместе с тем в апреле 2014 года украинский МИД заявил о признании компетенции МУС по делам Евромайдана, а в сентябре 2015 года – по преступлениям против человечности и военным преступлениям, совершенным на территории Украины (Римский статут позволяет признание по отдельным делам юрисдикции МУС страной, которая не является его участником). 

Однако в 2024 году Верховная рада наконец-то ратифицировала Римский статут. Но все не так просто, как кажется.

Страх киевской власти перед возможным международным судом за военные преступления во время противостояния с непокорным Донбассом с 2014 года, а затем военных действий против России с 2022 года оказался очень силён. 

Ратифицировав Римский статут, киевская власть привела в действие механизм, согласно которому МУС имеет юрисдикцию лишь в отношении преступлений, совершённых после вступления в силу Статута для этого государства. Кроме того, во время ратификации Верховная рада сделала дополнительную оговорку, которой лишила МУС юрисдикции по статье 8 «Военные преступления» на дополнительный период в 7 лет. 

Таким образом, хунта Зеленского фактически аннулировала подсудность МУС по всем преступлениям на территории Украины, совершенным до 1 января 2025 года, а также обеспечила себе иммунитет за совершаемые ею военные преступления вплоть до 2031 года.

Из этого можно сделать вывод, что киевская власть планирует воевать с Россией еще целых семь лет: до последнего украинца и до последнего участка украинской территории, подконтрольной хунте Зеленского.

Вдобавок всё это время она собирается использовать МУС как инструмент в противостоянии с российским руководством, поскольку лишь прокурор МУС, либо Совбез ООН, либо страна-участница может обратиться в суд с просьбой возбудить расследование.

На сегодня Украина стала 125-й страной-участницей МУС из 137 стран, подписавших Римский статут. Вот только за эти годы в идее МУС успели разочароваться многие – США, Россия, Китай и ряд других стран.

США отозвали свою подпись под Римским статутом почти сразу – в 2002 году, посчитав его нарушающим национальные интересы и суверенитет. Вдобавок США приняли закон о защите американских военнослужащих, которым разрешили применение военной силы для освобождения любого американского гражданина либо граждан стран-союзниц, задержанных по ордеру МУС на территории любого государства.

Дополнительно США заключили ряд двусторонних соглашений, обязывающих не выдавать МУС подозреваемых американских граждан под угрозой прекращения военной либо другой помощи. 

Дональд Трамп во время своего первого президентского срока разрешил санкции против сотрудников МУС, заявив: «На высших уровнях руководства Международного уголовного суда существует коррупция и неправомерное поведение, что ставит под сомнение объективность расследований в отношении американских военнослужащих».

Россия, подписавшая Римский статут в 2000 году, так и не ратифицировала его, хотя и участвовала в работе МУС в качестве наблюдателя. Москва отозвала свою подпись под статутом в 2016 году после признания «оккупацией» возвращения Крымского полуострова в Россию.

Вот только это ничуть не помешало МУС выдать ордера на арест российского Президента Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой в 2023 году, министра обороны (на тот момент) Сергея Шойгу, командующего ВВС Сергея Кобылаша,  командующего Черноморским флотом Виктора Соколова и начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова – в 2024 году.

Президент Владимир Путин недавно назвал МУС малоуважаемой организацией, которая не носит универсального характера и не является самостоятельной. По словам российского лидера, МУС – «это одна из международных организаций, которая не имеет универсального значения, и его юрисдикцию Россия не признает также, как и многие другие страны мира США, Китай, Турция».

Китай также не является страной-членом МУС, но внимательно следит за его деятельностью. Пекин считает, что при рассмотрении дел МУС должен осуществлять свои полномочия независимо, объективно, беспристрастно и в соответствии с законом.

Несмотря на низкий авторитет МУС, Украина будет пытаться всеми силами продвинуть в его состав своих представителей либо лояльно настроенных к Киеву судей и прокуроров из других стран.

Это позволит хунте Зеленского обеспечить выдвижение новых обвинений в адрес России, а также выдачу новых ордеров МУС на арест российских граждан, занимающих руководящие должности в правительстве, армии и спецслужбах. 

Украинские юристы признают, что «ценность МУС и его ордеров состоит скорее в поддержке морального духа Украины и использовании международного права» как «средства изоляции России на международной арене и получения поддержки Украины».

В любом случае МУС никоим образом не сможет стать институцией, которая осудит киевскую власть за ее преступления. Поэтому в интересах России добиться победы в СВО и провести суд над киевской хунтой во главе с Зеленским, которая должна ответить за геноцид граждан Украины, за агрессию против России и убийства ее граждан, за все военные преступления, совершенные киевской властью.

По примеру Международного военного трибунала в Нюрнберге может быть организован специальный военный трибунал в Киеве, где 22 февраля 2014 года произошел государственный переворот; или в Одессе, где 2 мая 2014 года сожгли пророссийски настроенных граждан; или в ЛНР/ДНР, с жителями которых киевская власть воевала с 2014 года. В любом случае хунта Зеленского должна пойти под трибунал. 

А из освобожденных украинских территорий стоит сформировать Юго-Западный федеральный округ, который станет частью великой России.