На фоне громких заявлений президента Трампа по Украине, которые еще неизвестно во что выльются, американский лидер предпринял очередные шаги и на ближневосточном направлении, видимо, по принципу «куй железо пока горячо». Для него может и к лучшему, что вторая часть осталась в некоторой тени украинских дел, поскольку в ней ему пока похвастаться явно нечем.
Д. Трамп и король Иордании Абдалла II, 11 февраля: «Но палестинцев не примем»
11 февраля Трамп принял в Вашингтоне в качестве первого арабского лидера после вступления в должность короля Иордании Абдаллу II, вообще-то англичанина по матери, считающегося наиболее прозападным правителем в регионе, не считая Израиль. Еще накануне глава Белого дома громогласно выразил уверенность в том, что ему удастся склонить иорданского сюзерена, а вслед за ним и других арабских лидеров к своей идее о депортации палестинцев из Газы, которой он, несмотря на все ширящиеся протесты, продолжает придерживаться. Он буквально говорил: «Я считаю, что у нас будет участок земли в Иордании. Я считаю, что у нас будет участок земли в Египте. – У нас может быть и другое место, но я думаю, что, когда мы закончим наши переговоры, у нас будет место, где они будут жить очень счастливо и безопасно». И Газа превратится в «Ривьеру Ближнего Востока». Абдалла II, к эпатажу не склонный, в особые дискуссии с буйным хозяином вступать не стал, а коротко и твердо ответил: «Нет!», специальных публичных заявлений он тоже не делал. За него позицию страны разъяснил ее премьер-министр Джафар Хассан. По его словам, «Его Величество Король ясно дал понять, что позиция Иордании по вопросу переселения ясна, поскольку не будет никакого переселения или урегулирования за счёт Иордании».
13 февраля в Аммане по возвращении из США народ приветствует Абдаллу II за его «решительный отказ» Трампу
Что же касается идеи «Новой Ривьеры» в Газе, то на нее достаточно яркий ответ дала Арабская группа при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, заявившая, что в ней в принципе нет ничего плохого при условии, что она будет создана в государстве Палестина и для палестинцев.
Проект «Новой Ривьеры» в Газе, представленный Трампу ученым Джозефом Пелцманом
По планам Вашингтона, сразу же после иорданского короля туда в эти дни должен был прибыть президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, от которого Трамп также намеревался получить согласие с депортацией палестинцев. К давлению на него Белый дом подготовился еще более обстоятельно.
Арабская пресса сообщает, что до сведения прибывшего для подготовки визита в США заранее египетского министра иностранных дел Абделя Ати был доведен своего рода ультиматум. В частности, в Пентагоне ему сообщили, что если позиция Египта по приему палестинцев останется неизменной, то Соединенные Штаты прекратят оказывать ему военную помощь. Напомним, что по Кэмп-Дэвидским соглашениям Каир получал около $1,5 млрд подобной помощи в год.
Кроме того, в конгрессе Абделю Ати пригрозили в этом случае занять проэфиопскую позицию в спорном вопросе о строительстве и наполнении в пограничной зоне на Ниле плотины «Возрождение Эфиопии».
Со своей стороны египетский министр пытался убедить американцев в том, что наибольшими противниками переселения палестинцев в Египет являются именно военные, и, если их к тому же лишить материальной поддержки из США, то это приведёт к неизбежной дестабилизации страны. Но не похоже, что данный аргумент на хозяев хоть как-то подействовал.
В итоге президент ас-Сиси в последний момент от визита в США отказался.
Президент Египта ас-Сиси и раньше сомневался в обещаниях Трампа
По последним сообщениям, египетский лидер намерен отправиться в Вашингтон после чрезвычайного арабского саммита, запланированного на 27 февраля в Каире, где в том числе будет рассмотрена и «переселенческая» инициатива президента США. Чувствуя за собой поддержку всего арабского мира, ас-Сиси, безусловно, будет вести диалог с Трампом гораздо увереннее.
На глазах «обламывается» вариант и с переселением части палестинцев в прозападное Марокко, одним из первых нормализовавшее отношения с Израилем в рамках «соглашений Авраама». Оно, по рассуждениям американцев, теоретически могло бы разместить их в оспариваемой с Алжиром Западной Сахаре. Но в этом случае война между двумя магрибскими гигантами – Марокко и Алжиром – станет практически неизбежной. При этом симпатии почти всего арабского мира будут на стороне Алжира, а это немалого стоит, в том числе в форме реальной финансовой поддержки.
Король Марокко Мухаммед VI
В самом Марокко данная идея популярностью также не пользуется. В стране уже проходят достаточно редкие для нее массовые демонстрации протеста по этому поводу. В общей сложности было проведено 105 подобных демонстраций в 56 городах королевства. И ее монарх Мухаммед VI не сможет их игнорировать. Не критикуя Трампа открыто, он просто молча присоединяется к общей позиции арабской группы.
Демонстрация в марокканском Рабате против плана Трампа по Газе
Еще один кандидат на «прием» палестинцев из Газы и самая богатая страна арабского мира – Саудовская Аравия (КСА), как пишет печать Израиля, «в ужасе» от подобной перспективы. Ее настроения в данном отношении, по-видимому, даже не в силах изменить подброшенная главой Белого дома дипломатическая «морковка» в виде предложения провести в Эр-Рияде его будущий саммит с В. Путиным. КСА по собственной инициативе возглавила срочные арабские усилия по разработке плана на будущее Газы «в противовес амбициям президента США». Именно с этим планом, как предполагается, в конце февраля-начале марта от имени всех арабов отправится в Вашингтон президент Египта ас-Сиси. Его главными пунктами будут создание национального палестинского комитета для управления Газой без участия ХАМАС, международное участие в восстановлении без переселения палестинцев за границу и движение к решению о создании двух государств (Израиля и Палестины). Агентство Reuters утверждает, что президенту США, с учетом его повышенного честолюбия, может быть даже предложено назвать указанную инициативу «План Трампа».
Вообще, кажущееся на первый взгляд абсолютно нерациональным удивительное упрямство Трампа по поводу выселения палестинцев из Газы, несмотря на категорический отпор со стороны арабского мира, может оказаться не таким уж бесхитростным, а эйфория правительства Израиля – преждевременной. На деле лукавства Трампу не занимать. Обойдя по нескольку кругов все мыслимые места приема палестинцев и продемонстрировав им весь грозный арсенал возможного американского давления в случае отказа, он в конечном итоге легко может сказать израильтянам: «Вот видите, ничего не получается, значит и вы со своей стороны должны пойти на уступки». Не следует забывать, что свой нынешний ближневосточный поход Трамп начал именно с давления на них, заставив Нетаньяху подписать довольно невыгодное для последнего, по общему мнению, соглашение с ХАМАС о перемирии. Затем вспыхнувшее было в Израиле недовольство по данному поводу президент США ловко погасил вбросом идеи о переселении палестинцев. Когда же она провалится, то виноватыми в этом опять будут выглядеть кто-то другие, а отнюдь не Трамп. Если присмотреться, то нетрудно заметить, что подобную технологию он применяет и во многих других ситуациях, например в украинском урегулировании. В общем, делец остается верен се6е.
Сияющий Нетаньяху после заявления Трампа по Газе – не рано ли обрадовался?
Даже израильская Jerusalem Post полагает, что шансы на то, что США захватят Газу, близки к нулю. «Эта идея изобилует непреодолимыми препятствиями». Но вот в чём, по мнению указанного издания, дело: Трамп, вероятно, тоже это знает. Президент не предлагает реалистичную стратегию. Он делает первую ставку в переговорах. Это 101 способ ведения переговоров в стиле Трампа, взятый прямо из его книги «Искусство заключать сделки» 1987 года. «В его мире вы начинаете с экстремального требования – настолько возмутительного, что оно смещает границы того, что раньше считалось возможным. Затем, когда наступает неизбежный ответный удар, вы договариваетесь о чём-то, что, хотя и гораздо менее экстремально, чем ваша первоначальная позиция, всё равно является большой победой. Вы стремитесь к 100, зная, что 50 – это тоже успех».
Плакат на улице Тель-Авива, возможно, преждевременный
Это классический подход Трампа к заключению сделок: начать с крайности, чтобы все запаниковали, а затем вернуться к чему-то менее драматичному, но всё же представляющему собой реальное движение в направлении его сценария. Только вот, серьезно взбудоражив весь арабский мир, который о дальнейшем продвижении «соглашений Авраама» и слышать больше ничего не желает, облегчил ли президент США тем самым положение Израиля? Весьма сомнительно.