Ошибка президента Картера

Он вошёл в историю с черного хода – устроил бойкот летней Олимпиады-1980 в Москве

Игры, состоявшиеся 45 лет назад, стали не только ярким спортивным действом, но и важным политическим событием. Первое разбирать не станем и про голы, очки, рекорды вспоминать не будем. Выделим другое: как Советский Союз обошел бойкот Запада и устроил замечательный спортивный спектакль, запомнившийся миллионам зрителей всего мира. 

В начале января 1980 года президент США Джимми Картер впервые заговорил о бойкоте будущих Игр в Москве. Вашингтон решил наказать Москву за ввод советских войск в мятежный Афганистан. Кремль был готов к такому развитию событий, но угрюмо промолчал.

Вскоре злой ветер с Запада подул с новой силой. Картер предложил прервать связи с СССР и перенести Олимпийские игры в другую страну. Однако Международный олимпийский комитет устами его президента, ирландского лорда Майкла Килланина отверг идею, рожденную в недрах НАТО. Он назвал решение Картера поспешным и заявил, что перенос Игр из Москвы будет «юридически и технически невозможен».

Западная пресса взорвалась негодованием. Но, несмотря на резкую критику в свой адрес и беспрерывные уговоры, Красный лорд, как прозвали Килланина, стоял на своем. Он пообещал, что Игры в Москве состоятся, даже «если мне в одиночку придется соревноваться с самим собой».   

Обстановка накалялась. Государственный секретарь США Сайрус Вэнс объявил ультиматум: если Советы в течение месяца не выведут войска из Афганистана, американские спортсмены не поедут в Москву и призовут к бойкоту другие страны. 

Вскоре перед американцами выступил Картер. В его речи было немало воинственных выражений – «советская агрессия», «мы не дадим», «угроза всему миру». Он словно забыл, что Олимпиады проводились, когда США вели войны в Корее и Вьетнаме. Никто даже не думал изолировать Америку от спортивных состязаний. 

В Москве сделали вид, что не услышали Картера. Советские войска в Афганистане остались на тех же позициях. Пресса СССР была заполнена материалами о предстоящей Олимпиаде. Но тревога витала в воздухе… 

В феврале безумное колесо бойкота закрутилось с новой силой. Вашингтон официально объявил, что олимпийская команда страны не полетит в Москву. Это сообщение было встречено вздохом сожаления и ручьем слез сотен американских олимпийцев. 

Игры была маяком, к которому стремились все спортсмены. Они, как правило, не слишком интересовались политикой – им хотелось прыгать, бегать, метать ядра и копья, устанавливать рекорды. И приводить зрителей в экстаз своим мастерством. Все равно где – в Лондоне, Париже, Мехико, Пекине, Оттаве, Мельбурне. Против Москвы тоже не было возражений. 

…Олимпийцев США пригласили в Белый дом и вручили золотые (на самом деле позолоченные) медали конгресса – как замену наградам московских Игр. Но никакой радости спортсменам это не принесло. Они молчали и скомканно улыбались. 

Президент США пытался успокоить огорченных молодых людей и девушек – подбадривал, похлопывал по плечу. «Картер протянул мне руку и спросил: "Как бы ты выступил в Москве?" – вспоминал пловец Джесси Вассалло, входивший в десятку лучших спортсменов мира. – Я ответил, что выиграл бы два золота и серебро. Картер посмотрел на меня с болью. И больше никому не задавал этот вопрос». 

В США Олимпиаду-1980 называли «призрачной» или «забытой». Многих решение Картера повергло в отчаяние. Кстати, незадолго до встречи с Богом 100-летний экс-президент пожалел о своем решении…

Впрочем, Картеру, ненавидевшему СССР, следовало покаяться и в том, что он подписал секретную директиву о нанесении упреждающего ядерного удара по ее городам. Следующий президент США Рональд Рейган, идя по его стопам, еще больше разогнал гонку вооружений… 

Американцы пытались уговорить союзников присоединиться к бойкоту. Некоторые соглашались, но многие отказывались. К примеру, знаменитый боксер Мохаммед Али сначала подписал заявление Картера, но во время турне по Азии и Африке жители Нигерии уговорили его передумать…

В результате надежды США сорвать Олимпиаду-1980 провалились. Хотя ее проигнорировали спортсмены из 64 стран, союзники США  Великобритания, Франция, Италия, Испания, Греция и другие государства прислали в Москву свои сборные. На параде открытия хозяев и гостей из 80 стран приветствовали зрители Лужников. «Это было великолепное шоу, – писала газета The Washington Post. – На время проблема Афганистана показалась далекой-далекой». 

В соревнованиях доминировали хозяева Игр, завоевавшие львиную долю медалей – 195. Газеты заполняли репортажи, в которых советские журналисты с восторгом рассказывали об успехах соотечественников. Конечно, было жаль, что не состоялось соперничество хозяев с сильными западными атлетами, но и без них спортивный праздник не потускнел. The Guardian признавала, что некоторые сторонники бойкота считали, что Советский Союз не сможет подготовить Олимпиаду без помощи Запада, но Москва справилась со сложной задачей. 

Однако многие зарубежные журналисты не жалели ядовитых слов. Они писали про очереди в магазинах, слежке за иностранцами, страхе москвичей перед террористами, болезнями, изгнании из столицы алкоголиков и тунеядцев. В общем, искали недостатки изо всех сил. Доходило до смешного: корреспондент западногерманской Die Welt обратил внимание, что на открытии Игр голуби были очень слабые: одна из птиц долетела только до электронного табло и сидела на нем более получаса...

На закрытии прозвучала щемящая песня Людмилы Пахмутовой и Николая Добронравова: «На трибунах становится тише, тает быстрое время чудес…» Прощаясь с олимпийской сказкой, многие зрители роняли слезы. Эти мгновения они запомнили навсегда. 

«Если бы бойкот удался, это означало бы конец олимпийскому движению, – писал Килланин в своих воспоминаниях. – Он не удался, но в то же время от него никто не выиграл, и политики потеряли лицо. Сами Игры, хотя и были прекрасно организованы, прошли достаточно грустно. Слишком много спортсменов отсутствовало, слишком много сомнений и угрызений совести было у тех, кто принимал в них участие…»

Килланин скончался на закате ХХ века, в 1999 году. В посвященном ему некрологе английская газета Daily Mai писала: «Без Килланина Олимпийские игры не сохранились бы до наших дней. Его преемником стал самый коррумпированный олимпийский режим, какой только можно себе представить».

К этим словам уместно добавить, что этот режим стал и исключительно политизированным, необъективным и деструктивным, предавший все высокие идеалы. Мировое спортивное движение на многие годы погрузилось во мрак лжи, фальсификаций, интриг. Их жертвой стала сборная России, подверженная необоснованной дискриминации, исключенная из различных соревнований и турниров. Выступает лишь небольшая часть ее, но  без герба, флага, гимна.   

Мы наблюдаем неуклонную деградацию Олимпиад. Их сотрясают допинговые скандалы, присутствие наркоманов, трансвеститов и прочих извращенцев. Забота и гостеприимство ушли в прошлое, им на смену пришли равнодушие и дискомфорт. 

Московский спортивный форум был одним из последних, где претворялись в жизнь олимпийские принципы и царила обстановка добросердечия и честного соперничества. Вот почему Игры-1980 многие вспоминают с глубокой ностальгией.

Оцените статью
4.5
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы