Хорватия готова обеспечить Венгрию и Словакию нефтью нероссийского происхождения, используя мощности своего Адриатического нефтепровода – JANAF (протяжённостью примерно 1200 км), доходящего в том числе в Венгрию, рассказал на днях премьер-министр Андрей Пленкович в интервью CNN: «Хорватия располагает Адриатическим трубопроводом для доставки нефти нашим соседям, и мы проверили все его мощности. Сегодня Хорватия может гарантировать Венгрии и Словакии поставку более 12 млн тонн не российской нефти в год, чтобы удовлетворить все потребности нефтеперерабатывающего завода в Сазхалломбате в Венгрии (центральная часть страны. – Прим. ред.) и НПЗ в Братиславе в Словакии».
JANAF, действующий с 1981 г., соединяет терминал в порту Омишаль на хорватском острове Крк в северной Адриатике с НПЗ в самой Хорватии, Словении, Венгрии, Сербии (в Панчево восточнее Белграда) и Боснии и Герцеговине (Босански-Брод вблизи границы с Сербией). Оператором нефтепровода «Адрия» является хорватская компания Jadranski naftovod.
Ранее, в середине 2022 г. JANAF сообщила о приостановке прокачки российской нефти на сербский НПЗ в Панчево, что стало санкционным ударом и по Сербии, формально остававшейся вне каких-либо энергетических санкций со стороны Вашингтона и Брюсселя. Такой шаг был предпринят для дополнительного прессинга на Белград с целью ускорить вступление Сербии в ЕС. Транзит же российской нефти по данному трубопроводу прекратился с 2023 г. также и в Боснию и Герцеговину.
Нынешнее предложение Загреба прозвучало на фоне опасений Венгрии и Словакии относительно безопасности нефтепоставок по трубопроводу «Дружба», регулярно атакуемого боевиками ВСУ, а также на фоне требований Трампа к ЕС прекратить импорт российской нефти. Впрочем, в Будапеште и Братиславе не склонны довериться этим посулам, а потому, например, Венгрия и Сербия ускоряют сооружение нефтепровода из южной Венгрии в северную в Сербию (протяжённостью 135 км) для поставок российской нефти.
Венгерская позиция по этому вопросу была изложена ещё в августе, на фоне тогда ещё неофициальных хорватских предложений относительно транзита энергоресурсов в Венгрию и Словакию. «Хорватию нельзя считать надежной страной для транзита нефти. С начала конфликта на Украине они [хорваты] подняли транзитный сбор в пять раз против среднего его размера по рынку» (имеется в виду европейский нефтетранзитный рынок в ЕС-ареале. – Прим. ред.), тем самым сделав «невозможным для венгерского энергетического концерна MOL обеспечить долгосрочное использование этих транспортных мощностей», рассказал тогда глава венгерской дипломатии Петер Сийярто. А в начале сентября он же обвинил Брюссель в «лицемерии и навязывании Венгрии ущербных для нее решений. Притом что Западная Европа как покупала, так и покупает российскую нефть теперь и через третьи страны».
Петер Сийярто
Как пояснил министр, хорваты «не сделали инвестиций, необходимых для увеличения мощности трубопровода, и приводят данные о максимальной мощности, которая никем не доказана». По его мнению, согласованному с Братиславой, прекращение поставок из России сделает Венгрию и Словакию «зависимыми от транзитного пути через Хорватию, на который нельзя полагаться». Предложение Загреба вполне логично рассматривается как «скоординированная с Брюсселем акция».
При этом режим Зеленского может позволить себе что угодно против членов ЕС, обстреливая газоперекачивающие станции на территории России и блокируя южную ветку линии нефтепровода «Дружба», проходящую по территории бывшей УССР. «Блокировка Украиной поставок российской нефти двум членам ЕС поныне не встречает концентрированного давления со стороны Брюсселя, – констатирует доцент ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский. – Вместо Киева с давлением сталкивается сама Венгрия: его осуществляет евробюрократия, недовольная политикой премьера Венгрии Виктора Орбана».
Андрей Пленкович
Как упомянуто выше, ответом на давление со стороны Брюсселя и Загреба является совместное решение Белграда и Будапешта ускорить строительство трансграничного нефтепровода для поставок российской нефти через южно-венгерский Алдьо на НПЗ в Панчево и Нише. Венгерский и сербский участки этой артерии будут построены в ближайшие полтора-два года, о чём заявлено 2 сентября с. г. в ходе встречи в Белграде Питера Сийярто с министром энергетики Сербии Дубравкой Джедович-Ханданович. В апреле Сийярто заявлял о начале строительства в конце 2025 г. – начале 2026 г., а полностью в работу он будет введен к 2028 г. Однако уже в июле сроки были скорректированы на более ранние: венгерское правительство не готово отказываться от дешёвой российской энергии, поскольку это единственный способ поддерживать самые низкие тарифы на коммунальные услуги в Европе. А если Еврокомиссия отключит Венгрию от поставок российских энергоносителей, «семьям придётся платить за коммунальные услуги в 2, 3, а то и в 4 раза больше». По оценке МВФ, в случае отказа от российских энергоресурсов Венгрия потеряет до 4 % ВВП.
В свою очередь, президент Сербии Алекандр Вучич ранее сообщал, что проектная документация по сербско-венгерскому газопроводу будет готова в 3-м квартале 2022 г. Первоначальный объем поставок – не менее 3 млн тонн. Пока нет официальной информации, согласованы ли эти поставки с РФ, но как считают многие эксперты, официальное озвучивание «первичных» 3 млн тонн свидетельствует о ведущихся консультациях и согласованиях по данному вопросу.
Делегация из Казахстана в Венгрии
Стремясь к диверсификации поставок энергоресурсов, Будапешт расширяет контакты с Баку, в соответствии с февральскими договорённостями тестирует поставки из Казахстана (1), а также подписывает 10-летнее соглашение на поставку 2 млрд кубометров газа чешским и немецким трубопроводам с компанией Shell в преддверии планируемого отказа Евросоюза от импорта российского ископаемого топлива к концу 2027 года.
В представленный накануне Брюсселем 19-й пакет антироссийских санкций включён, в частности, полный запрет на импорт российского СПГ к январю 2027 года, а также отмена остававшихся исключений для «Роснефти» и «Газпром нефти» (при этом, как говорит еврокомиссар по экономическим и социальным вопросам Валдис Домбровскис, ограничения на покупку нефти из РФ не предполагаются). На этом фоне вновь напомнил о себе одиозный сенатор, экстремист и террорист Линдси Грэм*, пригрозивший Будапешту и Братиславе санкциями в случае, если они не откажутся от российской нефти. В то же время П. Сийярто опроверг приписываемое Трампу требование к Будапешту отказаться от импорта нефти из России, напомнив заодно о том, что «хорватский» нефтепровод может быть в лучшем случае вспомогательным по отношению к «Дружбе». Но едва ли по случайному совпадению очередные эскапады «ястреба»-республиканца Грэма прозвучали в унисон сомнительной инициативе Загреба, пока не вызвавшей положительного отклика со стороны тех, кому она адресована...
Примечание
(1) Летом «КазМунайГаз» поставил тестовую партию нефти в объёме 85 тыс. тонн в Венгрию через Хорватию (включая перевозку морем из Новороссийска до хорватского порта Омишаль). По прибытии танкера в Хорватию представители «КазМунайГаз», венгерской MOL Group и JANAF обсудили дальнейшее сотрудничество. «КазМунайГаз» и MOL Group подписали рамочное соглашение о продолжении поставок и более тесном сотрудничестве в энергетическом секторе. По-видимому, речь идёт не о некоей разовой акции, а о реализации более масштабных планов Казахстана по укреплению энергетических связей с европейскими странами и снижению зависимости от традиционных трубопроводных маршрутов, таких как нефтепровод «Дружба».