Коллективный Запад давно уже ведёт санкционную войну против России. Она началась еще весной 2014 года, когда Крым вернулся в состав Российской Федерации. В стане коллективного Запада особой санкционной активностью отличается Европейский союз (27 стран). Эта активность проявляется, в частности, в том, что Брюссель без устали готовит все новые и новые пакеты антироссийских санкций. Ни США, ни другие страны Запада такой «скорострельностью» похвастаться не могут.
Напомню вкратце историю антироссийской санкционной активности Европейского союза. Первая инициатива датируется 6 марта 2014 года, когда на саммите ЕС было принято решение о «мерах давления на Россию». Тогда ЕС приостановил переговоры с РФ о безвизовом режиме и о новом базовом соглашении о сотрудничестве. Затем ЕС ввел в отношении России три пакета санкций: персональные, секторальные и так называемый крымский санкционный пакет. Санкции периодически продлевались и расширялись.
Вторая серия антироссийской санкционной войны ЕС началась в феврале 2022 года. Примечательно, что первый пакет санкций был принят за сутки до начала специальной военной операции (СВО) на Украине. 23 февраля Брюссель занес в санкционные списки 351 депутата Госдумы РФ, которые проголосовали за независимость ДНР и ЛНР – им был запрещен въезд в ЕС и объявлено о заморозке их активов. Кроме того, в черный список был внесен ряд банков и организаций, финансирующих Донбасс. Также был введен запрет на ведение европейскими компаниями бизнеса с ЛНР и ДНР. Кроме того, было заявлено о начале подготовки масштабных санкций против госдолга России (ограничение доступа РФ к финансовым рынкам ЕС).
А через сутки после начала СВО был принят второй пакет антироссийских санкций. Он готовился в пожарном порядке. Поэтому на следующий день после обнародования по ходу пополнился дополнительными пунктами. Начатый 23 февраля черный список физических и юридических лиц РФ дополнился большим числом новых россиян, новых компаний и банков. Пакет содержал пространный список того, что странам ЕС запрещалось экспортировать в Россию, и того, что запрещалось из России импортировать.
Ещё спустя три дня (28 февраля) был анонсирован третий санкционный пакет. Черный список был дополнен еще 26 российскими физическими лицами. Но самое главное в этом пакете – решение о «заморозке» российских валютных резервов. Суммарная величина таких резервов в пределах юрисдикции ЕС тогда была оценена примерно в 200 млрд евро. По ходу третий пакет дополнялся новыми пунктами. В частности, 2 марта ЕС принял решение отключить банки ВТБ, «Россия», «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ от международной системы межбанковских платежей SWIFT (вступило в силу 12 марта). ЕС запретил продавать, поставлять, экспортировать в Россию банкноты, номинированные в евро, а также вкладывать деньги в проекты, финансируемые совместно с Российским фондом прямых инвестиций, ввел запрет на вещание Sputnik и RT/Russia Today в ЕС. И т. д.
15 марта 2022 года на свет родился четвертый пакет антироссийских санкций. И далее с периодичностью один – полтора месяца вводились новые пакеты. До конца 2022 года ударными темпами было введено девять пакетов.
Постепенно Брюссель начал истощаться в своей антисанкционной фантазии. В 2023 году Брюсселю удалось «придумать» только три новых пакета. В 2024 году также получилось три пакета. И вот по итогам неполного 2025 года на сегодняшний день еще три пакета.
В своих публикациях я анализировал некоторые из принятых Брюсселем антироссийских санкционных пакетов. С точки зрения того, какой ущерб они способны нанести России. И с точки зрения того, какие последствия они могут создать для Старого Света. В лучшем случае я оценивал соотношение двух видов эффектов как паритетное. Но по большинству пакетов негативные последствия антироссийских санкций, по моим оценкам, явно перевешивали ожидаемые ущербы для России. Я называл такие пакеты санкций Брюсселя «выстрелом в ногу». И даже говорил, что санкции Брюсселя следовало бы назвать не антироссийскими, а антиевропейскими. Также высказывал предположение, что к таким «выстрелам в ногу» Брюссель подталкивал Вашингтон, который сознательно проводил политику экономического ослабления Европейского союза.
Такое предположение находит подтверждение в статистических показателях. По оценкам МВФ, доля ЕС в мировом ВВП (рассчитанная по паритету покупательной способности евро к доллару) в 2021 году равнялась 15,20%. По итогам 2024 года этот показатель упал до 14,33%. По оценкам, в 2025 году она опустится до 13,2%. Снижение доли в мировой экономике за четыре года на 2 процентных пункта – очень серьезное ослабление Европейского союза!
Большинство экспертов придерживается мнения, что основная часть «негатива» антироссийских санкций для ЕС обусловлена тем, что Европа добровольно изолировалась от нефти и природного газа России. Долгие годы Европа пользовалась дешевыми российскими энергоносителями, что искусственно поддерживало конкурентоспособность европейского бизнеса. Брюссель добровольно с весны 2022 года стал отказываться от этого «козыря». Уже на середину 2023 года, по данным Евростата, объем импортируемой странами Евросоюза российской нефти снизился с 29,2% (в 2021 году) до 2,3%, газа – с 38,5% до 12,9%, угля – с 45% до 0%.
К середине нынешнего года импорт российской нефти Евросоюзом стал совсем мизерным. В июле страны Евросоюза импортировали из России нефти всего 5,7 млн баррелей, в стоимостном выражении 318,8 млн евро. Примечательно, что импорт нефти почти исключительно пришелся на две страны, занимающих особую позицию по вопросу антироссийских санкций – Венгрию и Словакию.
Свёрнут также импорт природного трубопроводного газа. Евросоюз в марте напрямую закупил у России трубопроводного газа всего на 340 миллионов евро, что стало минимальной стоимостью импорта с 1999 года. Основным энергоносителем, который Европа продолжала импортировать из России, оставался сжиженный природный газ. Его импорт в марте нынешнего года составил 830 миллионов евро.
Итак, на сегодняшний день Брюсселем уже введено 19 пакетов антироссийских санкций. Последний введён только что – 23 октября. Это семь документов общим объемом более 500 страниц. Размещены на сайте, называемом «Официальный журнал ЕС». Кратко изложу ключевые положения последнего пакета.
Как всегда, в нем персональные санкции – всего на 20 физлиц из России. Кроме того, под ограничения подпал и генерал-лейтенант Корейской народной армии Ца Ен Бом.
Также в документе фигурируют российские банки. Причем многие из них фигурировали и в предыдущих пакетах. Но в этом пакете названы банки, с которым запрещаются любые транзакции и отношения. Это «Альфа банк», «МТС-банк», «Абсолют-банк», Земский банк и НКО (небанковская кредитная организация) «Истина». Под ограничения подпали и зарубежные филиалы российских кредитных организаций: ВТБ в Беларуси, Казахстане и Шанхае, а также «Альфа банка» и Сбера в Беларуси. Дополнительно ЕС ввел запрет на операции через российскую платежную систему «Мир» и СПБ (Систему быстрых платежей).
Примечательно, что в банковском чёрном списке оказались также нероссийские кредитные и финансовые организации: два банка из Беларуси, три банка из Таджикистана, два банка из Киргизии и платежная система Payeer (международная сеть со штаб-квартирой в Грузии).
В чёрный список нефинансовых организаций попали: автомобилестроительные компании «Автоваз» и «Соллерс»; судоходная компания Дальневосточного морского пароходства – головная компания группы Fesco; сталелитейная и горнодобывающая компания Evraz PLC; моторостроительное предприятие «ОДК-УМПО» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха»); Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени академика А. И. Берга, (входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей»); золотодобывающая компания «Полюс»; компания-грузоперевозчик «Транзит».
В 19-м пакете мы видим названия компаний и организаций, которые уже фигурировали в предыдущих пакетах: «Алмаз-Антей», «Газпром-нефть», «Камаз», Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, «Оборонпром», «Роснефть», «Ростех», «Севмаш», «Совкомфлот», «Уралвагонзаводом». В отношении указанных компаний предусматривается дополнительное «закручивание гаек».
Среди значимых можно также отметить такую санкцию, как расширение списка судов так называемого теневого флота. В него включено еще 117 судов, которые, по данным Еврокомиссии, перевозили нефть в обход потолка цен. Им закрыт доступ в порты ЕС и к услугам, связанным с морскими перевозками.
Теперь назову санкцию, которая, по моему мнению, является самой главной в 19-м пакете. Речь идет о полном запрете на импорт российского сжиженного природного газа (СПГ). С апреля 2026 года Европе предписывается прекратить полностью закупки российского СПГ по краткосрочным контрактам, а с января 2027-го – и по долгосрочным. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен прямо заявила, что «впервые мы наносим удар по газовому сектору». По её словам, этот шаг стал ключевым отличием нового пакета от всех предыдущих.
Действительно, как я выше показал, Европа быстро свернула закупки таких российских энергоносителей, как нефть, нефтепродукты и трубопроводный газ, но медлила с таким энергоносителем, как СПГ. Напомню, что в разгар необъявленной Западом войны против России в 2024 году Европа импортировала рекордные 17,4 млн тонн российского СПГ – почти половину всего российского экспорта сжиженного газа. ЕС заплатил России 21,9 млрд евро за газ в 2024 году – больше, чем вся финансовая помощь Украине. Это говорит о реальной, а не декларируемой зависимости Старого Света от российского газа. И теперь Евросоюзу все это надо «обнулить» в течение года с небольшим.
На середину текущего года примерно 55% импорта СПГ Евросоюзом приходилось на поставки из США. Которые, между прочим, существенно дороже российских. Но, во-первых, при всем желании Америка не будет в состоянии за столь короткий срок закрыть образовавшуюся «дыру» в европейском энергобалансе. Во-вторых, закрывать ее Старый Свет будет при одновременном повышении своих цен на СПГ.
Частично эту дыру мог бы закрыть Катар. Но тут между Дохой и Брюсселем буквально на днях возник очень серьёзный конфликт. Оказывается, ЕС, находясь фактически в состоянии экономической депрессии, продолжает бредить зеленой повесткой. Доха призывает Брюссель пересмотреть директиву о корпоративной устойчивости (CSDDD). По мнению Катара, документ в нынешнем виде угрожает стабильности поставок сжиженного природного газа и подрывает конкурентоспособность энергетического сектора. Документ CSDDD вступит в силу в 2027 году и предусматривает штрафы до 5% от годового дохода компаний за несоблюдение требований. Министр энергетики Катара Саад аль-Кааби заявил, что Доха может прекратить экспорт газа в страны ЕС, если директива останется без изменений.
Серьёзные эксперты полагают, что выполнить требования 19-го пакета по российскому СПГ в столь сжатые сроки не получится. И что Брюсселю в следующем году, скорее всего, придется вносить поправки и отсрочки в график сворачивания российского СПГ. Но России не стоит рассчитывать на эти поправки и отсрочки, а немедленно начать переориентацию отечественного экспорта СПГ на другие рынки. Россия может перенаправить поставки своего СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Китай, и Индию. Между прочим, большой неудовлетворенный спрос на СПГ существует и на внутреннем рынке России.
P. S. О том, что фантазия Брюсселя на придумывание новых антироссийских санкций истощилась, свидетельствуют некоторые странные меры, предусмотренные 19-м пакетом. На нескольких страницах документа перечисляются весьма странные товары, экспорт которых в Россию отныне запрещается. Назову лишь самые странные.
Во-первых, произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.
Во-вторых, серьезные рестрикции введены в отношении текстильной и синтетической продукции (сетки, навесы, палатки, одеяла и одежда).
В-третьих, разнообразная сантехника (унитазы, биде и другие приспособления, «используемые для смыва»).
В-четвёртых, игрушки, «оснащенные мотором» (к этой категории относятся детские трехколесные велосипеды, самокаты, игрушечные автомобили, куклы, миниатюрные модели и головоломки).
В-пятых, растения, предназначенные для букетов и декоративных целей: деревья, цветы, травы, мхи, листву и лишайники. Специально оговаривается, что их поставки в Россию запрещаются в любом виде – свежем, высушенном, окрашенном, отбеленном или обработанном иным способом.
Комментируя 19-й пакет санкций, официальный представитель МИД России Мария Захарова пошутила: «Не знаем, как жить без европейского мха и лишайников. Видимо, в 20-м, юбилейном пакете запретят перелетным птицам транзит и пересечение границы грунтовыми водами».