Индия и Китай перед вызовами Запада: чего стоит опасаться?

Раздувание региональных противоречий – излюбленная тактика Запада, опутывающего Китай сетью недружественных альянсов

В приграничном индийском Ладакхе начала действовать новая высокогорная авиабаза Мудх-Ньома, сообщает The Times if India. Алармисты уже успели окрестить стратегический объект как главную угрозу Поднебесной. И действительно, оснований считать, что Нью-Дели и Пекин в скором времени могут стравить, хоть отбавляй.

Стратегический объект, о котором идёт речь расположен на высоте 4000 метров, всего в 30 км от линии соприкосновения или границы с КНР. Индийские и международные источники акцентируют внимание на том, что объект стал третьей базой индийских ВВС в регионе и теперь может принимать как тяжёлые транспортные самолёты, так и истребители. 

Симптоматично, что первую посадку там выполнил главный маршал авиации А. П. Сингх. Проект стоимостью 26 млн долл. был реализован под руководством Минобороны Индии и стал важным элементом в системе укрепления обороны страны на северных рубежах. Ведь авиабаза качественно расширяет возможности индийской боевой и вспомогательной авиации по воздушному патрулированию. 

Высокогорная база ВВС позволит индийской армии, с одной стороны, существенно оперативнее перебрасывать войска и технику, а с другой – обеспечивать снабжение в труднодоступных условиях. Помимо этого, речь идёт о возможном расширении манёвра в плане своевременного реагирования на любые изменения обстановки вдоль линии соприкосновения с Китаем.

Само собой, у индийской стороны вполне могут быть и есть свои законные опасения относительно обеспечения безопасности. Как говорится, их профессия – Родину защищать.

Далеко не секрет, что Национально-освободительная армия Китая (НОАК) с некоторых пор располагает усовершенствованными истребителями-невидимками J-20, а также бомбардировщиками. Можно вспомнить и о самолётах-разведчиках, о прочих летательных аппаратах, не исключая главное оружие XXI века – дроны, базирующиеся, к слову сказать, вдоль нескольких точек у границы.

Разумеется, у страха глаза велики. Но были и другие, вполне объективные причины для индийского реагирования: напомним хотя бы о приграничных столкновениях с китайцами на спорных территориях в долине Галван пять лет назад, в 2020 году. На фоне столкновений пятилетней давности Нью-Дели, собственно, и пришёл к необходимости форсировать создание военных объектов в Гималаях. 

Более того, давая трезвую оценку наблюдаемым процессам, нельзя забывать и о противостоянии Индии с Пакистаном. Стремясь не отставать по части модернизации приграничной инфраструктуры, индийцы предпринимают превентивные меры в условиях оформившегося стратегического партнёрства Исламабада и Пекина. Едва ли случайно отставной маршал авиации Индии Санджив Капур подчеркнул, что новый объект станет вызовом не только для КНР, но и для Пакистана, добавив, что подобные авиабазы укрепляют баланс сил на фоне аналогичных объектов у НОАК.

По мнению некоторых китайских экспертов, открытие на сопредельной стороне военного объекта, модернизация которого не была секретом, не означает сигнала о готовности к конфронтации, в то время как причин и поводов быть настороже у Пекина хоть отбавляй. Коллективный Запад, как паучьей сеткой, окутывает АТР системой недружественных Пекину альянсов, последним из которых стал в 2021 году AUКUS. Несмотря на сбалансированный внешнеполитический курс, нельзя сказать, что Индия полностью пока отвязалась от антикитайских инсинуаций в Индо-Тихоокеанском регионе. 

Противоречия между двумя древнейшими евразийскими цивилизациями искусно подогреваются англосаксами как минимум с 2007 года, когда возник т. н. «Четырёхсторонний диалог по безопасности» (Quad) в составе Австралии, Индии, США и Японии.

Косвенно намерение Запада стравить двух игроков прослеживается в американской аналитике. Как отмечает в своём докладе старший научный сотрудник по стратегическому сдерживанию в Центре национальной безопасности Эллисона при нежелательной в России организации Heritage Роберт Питерс, интересы США и Индии, скорее, совпадают. По его мнению, Вашингтон и Нью-Дели заинтересованы в предотвращении китайской гегемонии в Индийском океане и противодействии окружению Индии китайскими базами и дружественными Поднебесной государствами. 

Мало того, американский эксперт открыто подталкивает страну на Индостане к наращиванию военной мощи: «У Индии есть все основания для наращивания своего военно-морского потенциала в Индийском океане, и США могут оказать Индии значительную помощь посредством продажи систем вооружений, совместной разработки важнейших военных технологий и совместных дипломатических инициатив в регионе».

Классика жанра. Стратеги Запада стремятся продать Индии «китайскую угрозу», на которой сами же и подзаработают за счёт поставок вооружений и технологий. По словам Питерса, одним из важнейших компонентов является сотрудничество с Индией, чтобы обеспечить её средствами ПВО и нанесения ударов, необходимыми для сдерживания Китая в регионе, в первую очередь беспилотниками.

Можно не сомневаться в том, что усилия США, Великобритании и Австралии по стравливанию двух азиатских держав – участников ШОС и БРИКС, будут только усиливаться. Индия и Китай проявили последовательную принципиальность, не отказавшись от контактов и связей с Россией. Следование обязательствам и отстаивание национальных интересов – «валюта», которая всегда в цене, особенно на Востоке. Таким образом, для Запада внесение здесь деструктива и недоверия – дело не только принципа, но и собственного престижа и выживания. Не приходится сомневаться, что западные комбинаторы постараются «выбить» основных торгово-экономических партнёров России, не гнушаясь при этом никакими ухищрениями.

Согласно информации международных агентств, объёмы поставок российской нефти в Индию кратно сократились: ссылаясь на аналитиков Kpler, The Economic Times утверждает, что за две недели месячные отгрузки сырья сократились на 66% в годовом исчислении, достигнув отметки в 670 тыс. барр./сут. (для сравнения: в октябре этот уровень исчислялся почти 1,9 млн барр./сут.).

Аналитики связывают такую динамику с возросшей осторожностью индийских клиентов, обусловленной ограничительными мерами Вашингтона против компании ЛУКОЙЛ. В целом ноябрьский объём экспорта российской нефти по всем направлениям снизился почти на треть против уровня октября, составив примерно 2,8 млн барр./сут.

Вместе с тем говорить, что Запад якобы успешен в экономической войне против России, Индии и Китая, означает излишне сгущать краски. Нефтяные трейдеры не слишком паникуют из-за новых санкций США против «Роснефти» и ЛУКОЙЛа, а нефть Brent торгуется по цене до 64 долл. за баррель, что примерно на 20% ниже пикового значения середины июня, пишет Bloomberg

По оценке агентства, тому есть две причины. Первая связана с тем, что мировой рынок переполнен предложением. Страны ОПЕК+ и другие государства наращивают добычу, формируется избыток, который может усугубиться в следующем году, а это означает, что крупные покупатели в Индии и Китае не ожидают особых проблем с поиском поставок нефти. Вторая причина кроется в том, что, как показывает время, «даже самые жёсткие санкции действуют какое-то время, но со временем их эффективность снижается», отмечает агентство.

Вот почему раздувание очередных индийско-китайских противоречий с целью нивелировать наметившееся сближение Пекина и Нью-Дели остаётся приоритетной задачей англосаксов и их подельников. У евразийских держав цель, разумеется, прямо противоположная – ни при каких обстоятельствах не позволить «белым господам» втянуть себя в погибельную войну, способную стать предвестием куда более драматических событий.

Другие материалы