Водный маршрут «Север – Юг»: проблемы и перспективы

Развивать логистику на маршруте «Средняя Волга – Каспий – Персидский залив» будет единый оператор

Развитие международного комбинированного маршрута Средняя Волга – Каспий – Иран становится проблематичным вследствие масштабной предлагаемой программы обводнения Калмыкии и северного Дагестана (Прикумские степи) к концу 2020-х за счет ресурсов Нижней Волги. По данным правительства Калмыкии (27 февраля 2024 г.), «на заседании рабочей группы при Минстрое России с участием министра природных ресурсов и экологии РФ Александра Козлова и главы РК Бату Хасикова рассмотрено технико-экономическое обоснование проекта по строительству водопровода из р. Волги. По итогам экспертное сообщество единогласно поддержало строительство данного водопровода». 

Концессионное соглашение между Республикой Калмыкия и ООО «Интеллектуальные коммунальные системы водоснабжения Калмыкии» о строительстве Волжского группового / комбинированного водоотвода подписано на полях ПМЭФ-2025. Протяжённость водовода превысит 1200 км, его инвестстоимость 50 млрд руб. Технические решения для реализации проекта уже согласованы с Минстроем России. Проектирование Волжского группового водовода, который будет построен в Калмыкии в ближайшие годы в рамках концессионного соглашения, «уже началось в республике. Это масштабный проект, который обеспечит чистой водой 70% жителей и сельское хозяйство республики. Его проектирование реализуется в рамках долгосрочной стратегии по обеспечению водой Калмыкии», как заявил 17 декабря 2025 г. в Элисте глава Калмыкии Б. Хасиков. 

При том, например, что, во-первых, происходит с начала 2020-х гг. обмеление – заболачивание ряда участков Нижней Волги и её прикаспийской дельты; во-вторых, по данным местных профильных источников, фактический уровень изношенности водоснабжающих сетей в обширном регионе обводнения ныне превышает 70%, а комплексной освоенности местных водоресурсов (поверхностных и глубинных) не более 35%... 

Что же касается вышеупомянутого маршрута, его работа осуществляется так: 

  • железнодорожная доставка до каспийских портов Астрахани, Махачкалы, Солянки или Оля, затем морское сообщение до Ирана, Туркменистана и Азербайджана, 

  • далее – автомобильные и железнодорожные пути через Иран до Персидского залива. 

Смежный вариант – волжский маршрут до портов Астраханской области, затем частичная перегрузка на другие суда (следующих до иранских портов на Каспии). 

Протяжённость российского участка составляет около 2000 км, а вся цепочка от Ульяновска до порта Бендер-Аббас – около 4600 км. Если сравнивать с маршрутом через Суэцкий канал, расстояние сокращается более чем вдвое, время в пути – в 2,5 раза (12-15 дней вместо 35 дней), а общая стоимость – почти вдвое. При этом в обратном направлении через этот же коридор идут товары из Индии и стран Ближнего Востока: нефтехимическая продукция, красители, строительные материалы и электрохимические компоненты, ранее закупавшиеся в Европе.

Уже в сентябре 2024 года сообщалось о подготовке к отправке железнодорожного грузового блок-поезда по маршруту Ульяновск – Баку – иранский порт Астара, рассчитанного на 70 вагонов общей грузоподъёмностью в 3,5 тыс. тонн. Тогда же с портовых терминалов Средней Волги в иранский восточно-каспийский порт Амирабад ушёл первый сухогруз класса «река-море» с партией ячменя в 2,6 тыс. тонн. Всего же за прошлый год с портовых терминалов Ульяновска было отгружено 57 сухогрузов с продукцией сельского хозяйства в порты Каспийского и Чёрного морей. Кроме того, по итогам переговоров с «Азербайджанскими железными дорогами» и логистическим центром Absheron Logistics Center была создана система хранения и перераспределения грузов, обеспечивающая непрерывность цепочек поставок по маршруту Ульяновск – Астара / Амирабад. Это позволило сократить срок транспортировки до Ирана с 15 до 9 суток.

Вдобавок на ПМЭФ-2025 было подписано соглашение о строительстве многофункционального портового комплекса в Ульяновске стоимостью 9,2 млрд рублей. На первом этапе грузооборот комплекса составит 700 тыс. тонн в год, а проект будет интегрирован в общую систему маршрута до Каспия и далее – к иранскому порту Чабахар (Индийский океан). Кроме того, с середины 2025-го начата модернизация железнодорожных подходов к портам Астрахань и с участием иранских инвесторов то же завершается (начатое в 2022 г.) в близлежащем к Астрахани порту Солянка, что позволит увеличить пропускную способность того же коридора.

Значимым этапом развития маршрута стало проведение в ноябре 2025 г. в Ульяновске международного форума «Средняя Волга – Каспий». На нём представители России, Ирана, Азербайджана, Туркменистана и Ирака договорились о создании единого логистического оператора маршрута. Эта структура будет заниматься координацией перевозок, формированием тарифной политики, управлением парком судов и контейнеров, а также организацией страхового и таможенного сопровождения перевозок. Как отмечалось на форуме, создание единого оператора позволит сформировать устойчивую транспортную цепочку, независимую от колебаний и политической конъюнктуры.

Как видно, за два истекших года маршрут Средняя Волга – Каспий – Персидский залив перешел из региональной инициативы в формат многостороннего сотрудничества, постепенно превращая Каспий в ключевой узел общеевразийской логистики. Интерес к этому маршруту – на предмет участия в нем железных дорог и / или портов и паромов – уже проявили Азербайджан, Туркменистан, Саудовская Аравия и ОАЭ.

Напомним, ещё в 2012 г. запущен 10-летний нацпроект «Оздоровление Волги», действие которого теперь продлено до 2030 г. включительно. Одним из его итогов должны были стать снижение к 2024 г. с 30 до 10% объёма поступающих в Волгу неочищенных сточных вод, а также массовый запуск в крупных городах Поволжья современных очистных сооружений. Но эти задачи пока не выполнены

За последнее десятилетие годовой сток Волги составил в среднем 215 кубокилометров в год при нормативном коридоре 240-260 куб. км; усреднённый забор воды из Волги завышенный – оценивается в 20,1-22,5 куб. км в год; сброс обратно в реку сточных вод – 11,5-18 куб. км в год, что выше допустимого. «...Всё это – о дефиците воды для Нижневолжского бассейна ориентировочно в 30 куб. км / год. Строительство водовода для Калмыкии приведёт к кратному ухудшению гидрологической обстановки Нижней Волги, – предупреждают эксперты-гидрологи Волгоградской области в обращении (ноябрь 2025 г.) в правительство РФ. – Прежде чем говорить о строительстве нового забора воды из без того маловодной Волги, следует привести в соответствие существующие системы водоснабжения. Мы требуем пересмотреть подобные планы регионов, которые необдуманно продолжают губить главную водную артерию страны».

В то же время в Калмыкии уровень износа объектов водоснабжения составляет около 85% (!). Только за 2023 год зафиксировано в этой сфере 396 аварий и инцидентов, в том числе в г. Элисте 363 (91,7%), что на 51% больше, чем за 2022 год. Имеется проблема и с качеством подаваемой воды: качественной водой в республике ныне обеспечено не более 16% населения, что меньше среднего показателя по России почти в 6 раз (87,8%).

Таким образом, масштабный водоотвод с Нижней Волги без решения упомянутых проблем едва ли решит, если не усугубит их, не говоря уже об очевидных последствиях такого водоотвода для водного маршрута Средняя – Нижняя Волга – Каспий – Иран...

Заглваное фото: РИА Волга

Другие материалы