Организация Договора о коллективной безопасности и Шанхайская организация сотрудничества являются наиболее важными межгосударственными союзами, созданными при активном участии России. По своему значению и эффективности они превосходят СНГ - организацию, которая в какой-то мере должна была заменить Советский Союз, но не смогла соответствовать возлагавшимся на нее надеждам. Не в самом лучшем состоянии находится и Союзное государство Белоруссии и России, которое по идее должно было стать примером успешной интеграции во всех областях.
ОДКБ - пример довольно удачного военно-политического союза. Хотя её мощь не идет ни в какое сравнение с Организацией Варшавского Договора (ОВД), она играет свою положительную роль в поддержании мира и безопасности. Её силы пока ограничены, цели не определены достаточно четко (наиболее спорной является проблема урегулирования внутренних беспорядков в странах-членах), но союз постепенно наращивает свои возможности.
Особое место занимает Шанхайская организация сотрудничества. Она позиционирует себя как региональная организация, не являющаяся военным союзом, но возникла она в связи с военно-политическими проблемами, прежде всего с пограничными урегулированиями. Именно решение этих вопросов привело к созданию Шанхайской «пятерки» в 1996 г., куда входили РФ, КНР, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.
В 2001 г. эти страны плюс Узбекистан и создали ШОС как региональную организацию многостороннего сотрудничества. 15 июня 2001 г. в Шанхае главы этих стран подписали уставной документ - Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества. В следующем году в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г. была подписана Хартия ШОС, являющаяся вторым уставным документом организации. К основополагающим документам ШОС относится также Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве стран-членов Организации, заключенный в 2007 г. в Бишкеке.
Порядок работы был согласован в 2003 г., основные органы приступили к работе с января 2004 г. С этого времени ШОС функционирует в качестве полноценной международной организации.
Хотя неоднократно многие руководители стран-членов ШОС подчеркивали невоенный характер союза, одной из главных его целей является укрепление безопасности. Правда, основные вызовы, которым уделяется особое внимание, - терроризм, сепаратизм, экстремизм - это проблемы, скорее, внутреннего характера, чем внешние угрозы.
В ШОС действуют два постоянных органа: Секретариат и Региональная антитеррористическая структура (РАТС). Не совсем удачно штаб-квартира РАТС была размещена сначала в Киргизии, но затем была перемещена в Ташкент.
Наряду с шестью странами-членами ШОС важную роль играют наблюдатели - Индия, Пакистан, Иран и Монголия, однако в вопросах расширения ШОС за счет этих стран среди членов организации нет полного единства.
Уже сейчас страны-члены ШОС насчитывают примерно одну четверть населения планеты. Если в союз войдут на полноправной основе Индия и Пакистан, что вполне возможно, то ШОС охватит практически половину населения Земли.
Главное, что делает Шанхайскую организацию сотрудничества исключительно важной для России организацией, это то, что только в ШОС (исключая ООН и некоторые региональные организации) РФ может напрямую работать по самым важным проблемам с Китаем, роль которого в мире постоянно возрастает. Поэтому я предлагал и предлагаю развить российское предложение относительно нового договора о европейской безопасности в предложение заключить Договор о евроазиатской безопасности, который включал бы и Китайскую Народную Республику.
К работе ШОС подключаются также Шри-Ланка и Белоруссия (последняя не принята в наблюдатели т.к. не является азиатской страной); они имеют статус партнеров по диалогу.
Наконец, надо специально отметить страны и организации, приглашаемые на различные мероприятия ШОС: Афганистан, США, ООН, АСЕАН, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ОЭС, ЭСКАТО.
Стоит подчеркнуть, что в отличие от многих других организаций с участием постсоветских государств ШОС выделяется стабильным членством. К положительным сторонам деятельности ШОС относится и то, что для неё не характерно затягивание сроков исполнения политических договоренностей.
Хотя в уставных документах ШОС специально отмечается, что союз не направлен против каких-либо государств, не вызывает сомнений, что одной из главных целей организации является защита от возможных агрессивных действий единственной сверхдержавы – США. Конечно, и внутри «большого» ШОС есть проблемы, проходящие по разделу «безопасность»: пограничные споры между Индией и Пакистаном, территориальные споры между Ираном и Казахстаном (и Азербайджаном) о разделе акватории Каспийского моря. Однако эти проблемы не нарушают существующее единство в организации.
Члены ШОС регулярно проводят антитеррористические военные учения с участием представителей вооруженных сил и/или правоохранительных органов. Однако – и в этом особенность организации – ШОС отличается от ОДКБ, которая защищает своих членов от внешних угроз. В работе ШОС значительное, а может быть, преобладающее место занимают экономические, гуманитарные и подобные им проблемы.
Если основные органы ШОС – Совет глав государств, Совет глав правительств и Совет министров иностранных дел – обеспечивают сотрудничество по важнейшим стратегическим вопросам совместной деятельности, то в сфере безопасности противодействием терроризму, сепаратизму, экстремизму, наркотрафику, другим видам организованной преступности конкретно занимаются совещания секретарей Советов безопасности, генпрокуроров, верховных судей, министров обороны, чрезвычайных ситуаций, внутренних дел и общественной безопасности, руководителей антинаркотических структур.
Приняты и выполняются программы и планы развития торгово-экономического сотрудничества, чем заняты совещания министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, финансы, сельское хозяйство, председателей национальных банков. Созданы и работают Деловой Совет и Межбанковское объединение. В результате в том числе и этой работы растут экономические связи между странами-членами ШОС, например, внешнеторговый оборот между РФ и КНР только за 2008-2011 гг. вырос с 56 до 70 млрд. долл. (данные за 2011 г. предварительные), а к 2015 г. он должен достичь и 100 млрд. долл. США.
Определенная работа проделана и в культурно-гуманитарной области – развивается сотрудничество в сферах культуры, здравоохранения, науки, техники и инноваций, охраны окружающей среды, туризма и спорта. Этими вопросами занимаются соответствующие министры стран-членов ШОС. Работает Форум ШОС.
Важно, как Организация позиционирует себя в окружающем мире. ШОС установил прочные партнерские связи с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЭСКАТО, ОЭС. Государства-члены ШОС, взаимодействуя на мировой арене по глобальным и региональным проблемам, солидарно противостоят вызовам безопасности. Особую роль они отводят ООН и ее Совету Безопасности, стремятся усилить позиции ООН в современном мире. Однако главное внимание они уделяют своему региону – Азиатско-Тихоокеанскому, Центрально-Азиатскому, Средневосточному с такой горячей точкой, как Афганистан. Представитель Афганистана практически регулярно участвует в работе организации, то есть в ШОС пытаются нащупать пути решения афганской проблемы.
Возникает и такая достаточно деликатная проблема, как отношения ШОС с «главным» союзом современности – НАТО. Иногда выдвигается даже идея вступления США в ШОС, однако она, как представляется, еще более экзотична, чем вступление России в НАТО. Можно, конечно, найти между НАТО и ШОС нечто общее: это крупные, суперрегиональные союзы; в НАТО есть три державы, обладающие ядерным оружием, и в ШОС - две (плюс еще две страны-наблюдателя - Индия и Пакистан). Однако различия между этими двумя организациями – фундаментальные. НАТО – сверхактивный, если не сказать, агрессивный союз, который пытается расширить свою сферу ответственности на весь мир и при этом размещает ядерное оружие за пределами территории тех своих государств-членов, которые являются ядерными державами. Вряд ли между НАТО и ШОС возможно будет когда-либо широкое сотрудничество, кроме, пожалуй, протокольных связей.
Для России всемерное усиление ШОС и ОДКБ остаётся актуальной внешнеполитической задачей, связанной с укреплением и собственных рубежей, и международной безопасности в целом. В случае ШОС – это стратегический вопрос взаимодействия с Китаем, развития геополитического сотрудничества в сфере безопасности и укрепления мира. В случае с ОДКБ – развитие военно-политической составляющей союза постсоветских государств, имея в виду стремление к уровню ОВД.