Передел Ирака: останется ли такая страна на карте мира?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

С некоторых пор новости из Ирака почти пропали из сообщений мировых информационных агентств. Как по команде, крупнейшие западные СМИ начали строго дозированно освещать происходящее в этой стране. Многоходовая иракская авантюра, потребовавшая колоссальных затрат и огромных жертв, даёт сбои, и ситуация грозит полностью выйти из-под контроля, развиваясь совсем не в том направлении, в котором ей предписывалось по сценарию.

Оккупация Ирака в 2003 году, свержение власти Саддама Хусейна и партии БААС положили начало масштабным репрессиям против тех, кто занимал более или менее значимые посты при прежнем режиме. Однако вскоре гонениям стали подвергаться и мелкие функционеры, а затем и рядовые граждане, причем главным образом - из числа суннитов. Правящий шиитский блок Нури аль-Малики все годы своего правления проводил в отношении суннитов откровенно дискриминационную политику. Неоднократно производились чистки государственного аппарата, вооружённых сил, полиции и спецслужб от лиц, исповедующих ислам суннитского толка. Все попытки различных политических сил, в том числе на уровне парламента, начать диалог в целях национального согласия оставлялись властями без ответа, а мирные демонстрации заканчивались одинаково – разгоном с многочисленными жертвами. Зачистки, спецоперации и «превентивные аресты» приняли такие размеры, что ответная реакция должна была последовать.

Список погибших в Ираке в 2013 году насчитывает более 9 000 человек, только за январь 2014 года убито свыше 1000 человек. Пропагандистские попытки списать всё на происки внешних сил и сонмы пришлых боевиков «Аль-Каиды» уже не работают: становится очевидным – в стране идет гражданская война. Она приобретает всё более ожесточённый характер, охватывает всё новые районы страны, умножая жертвы и ограничивая возможности выбора будущего.

Ирак переживает остро драматический период своей истории, когда распад страны вот-вот станет реальностью. Иракский Курдистан уже, по сути, вышел из под контроля Багдада и является самостоятельным, почти со всеми присущими независимому государству органами, символикой и атрибутикой. Ситуация в сфере безопасности в провинциях Багдад, Салах эд-Дин, Нейнава, Дияла и ряде других крайне напряжённая – ежемесячно количество вооружённых столкновений и террористических актов измеряется трехзначными цифрами. Наибольшую остроту обстановка приобрела в крупнейшей по площади провинции страны Анбар. С декабря прошлого года там идут ожесточённые бои между правительственными силами, которые в Ираке называют «шиитским ополчением Малики», и местными суннитскими племенами, отчаявшимися добиться предоставления равных прав мирным путём. 

28 декабря силы спецназа и армии провели очередную силовую акцию по ликвидации палаточных лагерей протестующих демонстрантов, применив оружие. Были многочисленные жертвы. На следующий день депутат парламента от провинции Анбар, пытавшийся выступить посредником в переговорах с Багдадом, был арестован, невзирая на парламентскую неприкосновенность; при штурме его дома законодатель получил огнестрельные ранения, а его брат и четыре телохранителя были убиты. Местные шейхи призвали взяться за оружие. На помощь братьям по вере пришла поддержка из других провинций. Спустя сутки армия и полиция были изгнаны из многих районов, под контролем вооружённой оппозиции оказалась почти вся провинция Анбар, включая административный центр г. Рамади и крупный город Фаллуджа, который в Ираке имеет славу «твердыни духа и символа сопротивления» - американские войска смогли войти туда только спустя полтора года после «провозглашения победы», потеряв в боях более 400 военнослужащих.

Несмотря на прибывшие подкрепления (по некоторым данным, в провинцию переброшено дополнительно более 90 тыс. военнослужащих и сотрудников МВД), многочисленные попытки правительственных войск, спецназа и полиции войти в города не увенчались успехом и с середины января началась осада: пригороды полностью блокированы, жилые кварталы подвергаются интенсивным обстрелам артиллерии, танков и ударам вертолётов. Среди мирных жителей имеются многочисленные жертвы, но те, кто пытается покинуть зону боёв, не могут этого сделать, поскольку мосты на основных автострадах, связывающих города с соседними провинциями, взорваны, а проселочные дороги заблокированы армией под предлогом «не допустить распространения терроризма». Провинция оказалась на грани гуманитарной катастрофы: 6 февраля глава миссии ООН в Ираке Николай Младенов заявил, что международные фонды приступили к срочным поставкам в Анбар предметов первой необходимости (первая партия рассчитана на 45 тыс. человек). 9 февраля вице-премьер Ирака Салех аль-Мутлак обратился к Европейскому союзу с призывом немедленно направить в Анбар гуманитарную помощь… 

30 апреля в Ираке намечены очередные парламентские выборы, за которыми наверняка последуют перемены. Страна зашла в тупик. Парламент недееспособен, многие депутаты не участвуют в его заседаниях в знак протеста против политики властей, а отсутствие кворума не позволяет принимать решения. До сих пор не рассмотрен проект бюджета страны на 2014 год, в подвешенном состоянии множество других важнейших законопроектов. Огромное количество жизненно необходимых проектов, не утверждённых и не получивших финансирование, остаются на бумаге, а гигантские доходы от нефти и газа уходят на счета, открытые в США. 

Куда эти деньги уходят потом, многие в Ираке догадываются, поэтому отказ Министерства финансов со ссылкой на нехватку средств выполнить принятый в 2013 году закон об увеличении в 2014 г. отчислений в бюджеты провинций с 1 до 5 долларов за баррель добытой там нефти вызвал бурю негодования среди местных властей. Губернаторы и советы провинций принялись активно вырабатывать скоординированные меры воздействия на правительство. Судя по официальным заявлениям, руководители провинций настроены решительно и намерены добиваться ревизии проекта бюджета на 2014 г. всеми доступными средствами. 

11 января в г. Дивания (провинция Кадисия) был созван «съезд Среднего Евфрата», в котором приняли участие губернаторы пяти провинций страны и потребовали «справедливого распределения доходов пропорционально численности населения». 25 января в Басре – столице нефтедобычи Ирака - прошла конференция с участием официальных представителей уже восьми нефтегазодобывающих провинций страны, а также парламентского комитета по нефти. На следующий день губернатор Басры Маджид ан-Насрави объявил, что он подал в суд на Министерство финансов за нарушение закона 2013 года. Примечательно, что совет провинции Басра дал официальное разрешение на проведение митингов и демонстраций с осуждением действий правительства страны и призвал добиваться удовлетворения «законных прав жителей провинции, обладающей самыми богатыми в стране ресурсами, но замыкающей список по уровню благосостояния».

По мнению многих аналитиков, личный авторитет, влияние и политический вес Нури аль-Малики и возглавляемого им блока «Государство закона» очень заметно упали. Обвинения в авторитаризме, повальной коррупции, неспособности обеспечить безопасность даже в центре столицы (среднее количество террористических актов с человеческими жертвами возросло в Багдаде за последние три года с 70 до 110 в неделю), отсутствии желания искать компромисс наряду с непрекращающимися попытками физически уничтожить своих оппонентов – всё это резко уменьшает шансы Нури аль-Малики в третий раз занять пост премьер-министра и верховного главнокомандующего.

Иракские правители последних 10 лет вели себя как временщики. В престижных районах Лондона уже нашли приют немало бывших функционеров «новой демократической власти», начиная с первого министра обороны Хазема Шааляна (в своё время его обвиняли в хищении полутора миллиардов долларов всего за год пребывания в должности). Предусмотрительно обзавелись там недвижимостью и многие нынешние бонзы. По данным парламентского комитета по борьбе с коррупцией, сумма похищенных из казны и выведенных за рубеж средств приближается к 200 млрд. долларов.

Предвидя опасное для себя развитие событий, нынешние власти всерьёз озаботились сохранением статус-кво (это называется «преемственность реформ»), чтобы не допустить перехода власти в руки своих противников. В последнее время предпринимаются лихорадочные попытки выхода из кризиса, в том числе путем генерации довольно неожиданных инициатив.

Так, в Багдаде официально заговорили о готовности перекроить административную карту страны путем увеличения числа провинций с нынешних 18 до 30. Готовность была подкреплена рядом официальных заявлений, одно из которых (от 21 января об образовании 4 новых провинций) стало неожиданностью даже для самих жителей муниципального округа Фаллуджа, не говоря уже о руководстве провинции Анбар. Хитроумность идеи дробления заключается в том, чтобы попытаться одновременно нанести удар по нескольким целям, а именно:

- расчленить «мятежные» провинции с преобладающим суннитским населением с одновременной попыткой привести к власти в них представителей тех ветвей племён, которые вошли в состав движения «Сахва» («Пробуждение»)*; в частности, уже принято решение о преобразовании в провинции ряда муниципальных округов в провинциях Анбар, Салах эд-Дин и Нейнава;

- выбить часть козырей из рук руководства Иракского Курдистана за счёт преобразования 4-5 муниципальных округов в самостоятельные провинции, что должно привести к сокращению территории и населения нынешнего автономного региона, снижения его удельного веса и влияния на политической сцене страны. Причём речь идет не только о спорных территориях в провинциях Васит, Дияла, Нейнава и Киркук, но и об «исконно курдских» Дахок и Сулеймания;

- изменить общую расстановку сил в стране путем проталкивания в руководящие посты во вновь образованных провинциях своих людей. На муниципальных выборах в 2013 году правящая коалиция лишилась постов губернаторов даже в таких стратегически важных провинциях, как Багдад и Басра, сохранив за собой менее половины губернаторских кресел, и то с оговорками.

Вместе с тем при слабости государственного аппарата и нарастании центробежных устремлений местных властей процесс может выйти из-под контроля и передел территории приведёт к обратному результату с обособлением целых регионов вплоть до создания автономий (по примеру Курдистана). Так, губернатор провинции Нейнава уже заявил, что в случае принятия практических шагов по вычленению из провинции муниципальных округов, как это объявлено, будут предприняты все усилия для преобразования провинции в автономный край. Это заявление нашло широкую поддержку, в том числе в богатом нефтью Юге. В провинциях Басра и Мейсан уже прошли демонстрации в поддержку предоставления статуса провинции нескольким муниципальным округам, в том числе находящимся в нефтеносных районах, с дальнейшим обособлением «конфедерации Юга» по примеру Курдистана. 

Сегодня уже практически созданы предпосылки преобразования Ирака в федеративное государство с десятками провинций, которые сгруппируются на основе родоплеменных связей, религиозной близости и экономических интересов в 3-4 автономных края (условно – шиитский, курдский и суннитский) при резком ограничении полномочий Центра.

Внешне такая программа кажется трудно осуществимой - для законодательного оформления подобных решений необходимы согласительные парламентские комиссии, комитеты, подзаконные акты и т.д., не говоря уже об изменении конституции страны. Однако если взглянуть на дело внимательнее, то возникает мысль, что в этом, возможно, и состоит общий интерес ключевых игроков, влияющих на развитие событий.

Запад во главе с Соединёнными Штатами, а также Иран, Саудовская Аравия, Турция и, безусловно, Израиль заинтересованы в том, чтобы Ирак никогда больше не поднялся до положения мощной региональной державы, а оставался управляемым поставщиком высококачественной нефти с минимальными затратами на её добычу и экспорт и служил к тому же разменной монетой при решении проблем уже иного порядка. Профессиональное создание сайтов, качество 100%!

Скорее всего, будущее государственное устройство Ирака и судьба страны вновь решаются сейчас не в Багдаде, а в закулисных переговорах между «очень заинтересованными сторонами»… В истории Ближнего Востока было немало примеров, когда государства появлялись или исчезали с политической карты в ходе партии игры в бридж, а границы между ними чертились обычной линейкой. Несмотря на все технологические достижения минувших десятилетий, в геополитике и геоэкономике с тех пор мало что изменилось.

____________________ 

* Движение «Сахва» было создано США в начале оккупации путём подкупа шейхов племен в обмен на прекращение ими сопротивления. Члены «Сахва» в глазах многих иракцев до сих пор являются предателями и коллаборационистами и служат одной из главных мишеней при вооружённых нападениях.

Фото: terencebunch.co.uk