Германия и Франция – главные действующие лица греческой драмы (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Вновь разгоревшиеся дискуссии о будущем Греции отчётливо обретают политико-географическое измерение, а мнения и интересы сторон поляризуются вокруг двух основных европейских центров силы – северного во главе с Германией и средиземноморского во главе с Францией. Аргументация и выводы представителей двух лагерей диаметрально противоположны, а углубляющееся противостояние напрямую угрожает дееспособности Евросоюза как единого экономического и политического организма.

Для сторонников того подхода к решению проблемы греческих долгов, на котором жёстко настаивает Германия, программной может считаться статья, опубликованная на днях в американском интернет-издании Project Syndicate председателем Немецкого совета экономических экспертов Кристофом Шмидтом. Эта структура известна своими тесными связями с крупным германским бизнесом, а её рекомендации ложатся прямо на рабочий стол федерального канцлера Ангелы Меркель.

Суть политики, которую предлагает проводить в отношении Греции Кристоф Шмидт, заключается в недопущении не только списания греческих долгов, но и их реструктуризации. «Реструктуризация долга Греции поставит под угрозу «долгосрочную стабильность всей еврозоны», – подчеркивает председатель Немецкого совета экономических экспертов. Признавая, что высокий уровень долга мешает росту экономики, Шмидт настаивает на том, что в Греции «имеются и более серьёзные помехи, например структурные недостатки и политические игры на грани фола». Именно на них, говорит он, нужно «обратить внимание в первую очередь».

Кроме того, предостерегает Шмидт, реструктуризация официального долга Греции создаст прецедент исключения из правил. Другие страны еврозоны рано или поздно потребуют таких же уступок. За примерами далеко ходить не надо. В 2013 году после продления срока погашения греческих долговых обязательств Ирландия и Португалия потребовали - и получили - аналогичное продление, хотя, с точки зрения Шмидта, их потребность в этом была не столь очевидна.

Вместо того чтобы идти на уступки, способные привести к долгосрочной нестабильности в еврозоне, лидеры Европы должны стимулировать страны-участницы зоны евро к проведению благоразумной бюджетной политики, поучает Кристоф Шмидт. Он считает, что Греция будет зависеть от льготного финансирования из нерыночных источников еще многие годы. Такое финансирование, подчёркивает председатель Немецкого совета экономических экспертов, получают под условие проведения реформ, а не изменения долговых коэффициентов. Греция «должна провести структурные реформы, необходимые… для повышения своих способностей выплачивать долг кредиторам без значительного сокращения его номинала», требовательно заявляет германский эксперт и заключает: «Невозможно отрицать, что краткосрочные решения острых проблем, например смягчение долгового бремени Греции, угрожают долгосрочной стабильности еврозоны. Для выживания, а в конечном итоге для процветания Европейского валютного союза его лидеры не должны поддаваться искушению легких решений».

Следует отметить, что постулаты, из которых исходит глава Немецкого совета экономических экспертов, в корне противоречат оценкам независимых финансовых аналитиков. Последние в своём большинстве, наоборот, подчеркивают необходимость срочного списания или кардинальной реструктуризации греческих долгов, отмечая, что в противном случае страну и всю еврозону в ближайшие месяцы ожидают новые потрясения. Так, проведенный агентством деловых новостей Bloomberg опрос ведущих мировых экономистов показал, что к концу 2016 года условия для отказа Греции от евро могут сложиться вновь.

Почти половина опрошенных экономистов заявила, что согласованный в июле третий пакет финансовой помощи в размере 86 млрд евро слишком мал для вывода Греции из кризиса. При этом почти три четверти из 34 экономистов, опрошенных агентством Bloomberg, полагают, что к концу 2016 года Греция всё-таки будет вынуждена покинуть еврозону.

По мнению большинства экспертов, Греции необходимо облегчить условия погашения долгов. Как говорит главный экономист компании Merrion Capital Group (Дублин) Алан Маккуэйд, долговую нагрузку Греции нужно значительно снизить. В противном случае страна вряд ли выживет в еврозоне. С этим, по словам эксперта, согласны все, за исключением немцев.

В связи с этим особое значение приобретает информация, которую в июле предал гласности председатель Совета ЕС Дональд Туск. Он рассказал, что в ходе переговоров, состоявшихся сразу после греческого референдума о взаимоотношениях Афин с международными кредиторами, европейская экономика побывала на грани «катастрофы» вследствие неконструктивной позиции федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, занятой в отношении греческого премьера Алексиса Ципраса.

По словам Туска, принимавшего непосредственное участие в дискуссиях, европейские лидеры торговались о размерах греческого приватизационного фонда, создание которого было одним из условий международных кредиторов для получения Афинами нового пакета финансовой помощи. «Во время переговоров около семи утра Ципрас и Меркель попросили о перерыве, и тогда я почувствовал, что они близки к провалу. К этому времени разница в оценке составляла всего лишь 2,5 млрд евро. В этот момент я сказал им, что, если переговоры завершатся ничем, я готов объявить во всеуслышание, что Европа оказалась на грани катастрофы из-за 2,5 млрд евро», - сообщил председатель Совета Европейского союза.

Основным камнем преткновения в переговорах стало требование внешних кредиторов создать в Люксембурге фонд для приватизации греческих активов. В итоге Афины согласились передать под управление международных кредиторов государственные активы на сумму 50 млрд евро, за что премьера Ципраса подвергли жесткой критике внутри его собственной коалиции СИРИЗА. По имеющейся информации, предложение о создании такого фонда было в экстренном порядке «вброшено» на стол переговоров министром финансов Германии Вольфгангом Шойбле после того, как в Берлине узнали о сближении позиций МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии, с одной стороны, и греческого правительства - с другой. Причём сближение произошло благодаря усилиям Франции. После этого Берлин в ультимативном порядке заявил о неприемлемости уже почти готового соглашения, поскольку оно не содержит гарантий исполнения Афинами своих обязательств, и потребовал создания фонда, пригрозив в противном случае поставить вопрос об исключении Греции из зоны евро как минимум на пять лет.

По данным издания Project Syndicate, сценарий временного отказа Греции от евро был разработан всё тем же Вольфгангом Шойбле, который аргументировал свою позицию невозможностью даже частичного списания долгов в рамках структур и институтов еврозоны. Аналитик Project Syndicate Даниэль Гросс предполагает, что «уменьшение долга для страны еврозоны остается невозможным по политическим причинам», не раскрывая, однако, что это за причины.

В результате достигнутое решение в целом оказалось выгодно Германии. Еврозона сохранилась в существующем ныне виде, требование списать греческие долги отвергнуто, Германия упрочила своё положение финансово-политического лидера Евросоюза, а созданный в ЕС приватизационный фонд оказался под контролем в первую очередь немецкого бизнеса. Противоречия внутри Евросоюза от этого лишь обострились, поскольку Франция и ее союзники проявляют всё меньше желания играть по правилам, установленным Берлином.

(Окончание следует)