По заявлению главы Совета национальной безопасности и обороны Украины, через линию разграничения на Украину и в республики Донбасса направляются потоки контрабандных грузов, и единственный способ их остановить – «полностью перекрыть весь грузопоток через линию разграничения».
Собственно, Турчинов рассматривает прекращение перемещения грузов на территорию ДНР и ЛНР не столько в свете борьбы с контрабандистами, сколько с расчётом, что полная блокада создаст условия для возвращения неподконтрольных Киеву территорий.
«И я сторонник этого варианта – запретить любые перемещения товаров и грузов. Но мне говорят: там же есть предприятия, которые платят налоги в наш бюджет и на экспорт отправляют продукцию, а валюта поступает в украинские банки, там живут наши граждане, им надо работать и так далее. Я считаю, что здесь уместен опыт Хорватии, которая в начале 1990-х находилась в похожем с Украиной положении. Тогда молодая страна противостояла Сербии. Сербы создали сепаратистскую зону на территории Хорватии, признающую только законы Сербии. Единственный позитив был в том, что у этой территории не было общей границы с Сербией, так что последней было трудно обеспечить поддержку сепаратистов. Но для того, чтобы решить проблему, хорватское руководство прекратило любое перемещение товаров через линию разграничения, прекратило все выплаты тем, кто находится на подконтрольной сепаратистам территории. Такая жесткая экономическая блокада заставила достаточно быстро создать условия для деоккупации этих территорий», – рассказал Турчинов. Он и для Донбасса требует выбрать «радикальный вариант», который заключался бы в «полной изоляции оккупированной территории».
Применить «хорватский вариант» в отношении ДНР и ЛНР, по словам секретаря СНБО, не дают западные партнёры, не желающие гуманитарной катастрофы. Есть противники блокады и внутри страны, говорит Турчинов, «мол, там же граждане Украины, которые должны получать пенсии, продукты питания и так далее».
Такое впечатление, что глава украинского Совбеза остался в начале 2015 года: в ДНР и ЛНР пенсионеры не получают украинских пенсий, бюджетники – зарплат, инвалиды – пособий. Никаких социальных выплат. Никаких государственных (украинских) программ, предусматривающих обеспечение жизненно важными лекарствами. Никакого обеспечения больниц и школ. Никаких украинских банков. Никакой гуманитарной помощи с Украины, за исключением той, которую привозит фонд Ахметова.
Возможно, «западные партнёры» просто не в курсе, что экономическая блокада в отношении Донбасса действует уже два года: в январе 2015-го Украина приостановила работу транспортных компаний, которые могли доставлять хотя бы посылки в ДНР и ЛНР, банки ушли ещё раньше, пенсии и социальные выплаты тоже. По «хорватскому сценарию» с 2014 года украинская армия регулярно обстрелами выводит из строя линии электропередач и объекты, обеспечивающие населению подачу воды, газа, тепла. Время от времени силы так называемой АТО убивают мирных граждан, которые пересекают линию разграничения в контрольно-пропускных пунктах. Последний раз это случилось 14 декабря, когда при посадке гражданских лиц в автобус, украинский пограничник на КПП Майорск открыл стрельбу по людям. В итоге один человек убит, один погиб от сердечного приступа, несколько человек ранены. Трагедия произошла утром, на КПП скопились более 6000 человек и более 1100 автомобилей, люди стали возмущаться, что их подолгу держат на морозе. «Людей много стояло, большое количество не пропускают. Военный начал над ними командовать, стрелять над головами. Он на предохранитель не поставил автомат, и когда спрыгивал с блоков, автомат выстрелил по очереди. Одного человека убил, а одного ранил. Украинский военный», – рассказает очевидец произошедшего.
Огромное скопление людей и машин на пунктах пропуска – это тоже своего рода блокада. Линию разграничения можно пересечь всего в нескольких местах с риском для жизни и здоровья.
И всё же «хорватский сценарий» блокады Донбасса, который Киев реализует уже более двух лет, не привёл к желаемым результатам. «Полная изоляция» вряд ли что-то изменит. Фактически Турчинов предлагает закрыть КПП, отключить ДНР и ЛНР от энергосистемы Украины и продолжить уничтожать объекты инфраструктуры обстрелами, чтобы лишить население электричества, воды и тепла и полностью остановить работу предприятий. Всё остальное Украина уже давно «заблокировала». При этом глава украинского Совбеза уверен, что «как только украинские войска войдут в Донецк, как только освободят Луганск или любой другой оккупированный город - будет и хлеб-соль, и слезы радости, и искренняя благодарность освободителям». В голове высокопоставленного украинского чиновника, подписавшего в апреле 2014 года указ о развёртывании АТО на Донбассе, причудливо уживаются планы геноцида в отношении жителей ДНР и ЛНР и мечты о благодарности жертв этого геноцида палачам.
Такова логика палача.
Соб. корр. ФСК