В день Рождества Богородицы наша церковь празднует память икон Рождества Богородицы Сямской (1524), Глинской (XVI), Лукиановской (XVI) и Исааковской (1659), а также икон Божией Матери Курской Коренной "Знамение" (1295), Почаевской (1559), Домницкой (1696), Холмской и Леснинской (1696). А первой в этом ряду упоминается икона Софии, Премудрости Божией (Киевской). Образ этот является, возможно, сакральным памятником великому русскому просветителю Петру Могиле.
В 1632 году, как только киево-печерский архимандрит Пётр был поставлен Митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси, он вступил в открытую богословскую полемику с униатами – по сути, «государственной церковью» на малороссийских землях Речи Посполитой. Обосновавшись в основанном им Голосеевском ските, он приступил к трудам, обличающим латинство и унию. Полемика не ограничилась словесными баталиями. По благословению владыки и при поддержке казачества киевляне выбили униатов из захваченного теми Софийского собора и других церквей.
«10 лет длилось восстановление Святой Софии, которая была совершенно опустошена, – сообщает Голосеевская летопись. – Без кровли, с обсыпавшимися стенами — так выглядела она внешне, а внутри имела еще более убогий вид. При святителе Петре ее полностью восстановили, обновили и украсили иконами… В срочных ремонтах нуждались и другие святыни. Все это требовало огромных средств, которых у Церкви не было, и потому Святитель восстанавливал их за свой счет, привлекая благотворителей и обращаясь за помощью к Московскому государю».
София Киевская
А ровно через сто лет после кончины святителя началось воплощение его замысла о многосложной композиции киевской иконы Софии – Премудрости Божией. В 1747 г. в Софийском соборе возвели новый иконостас. Для него и был написан образ, где изображена Божия Матерь и воплотившаяся из Нее Ипостасная Премудрость – Сын Божий. После того как перед иконой стали сами собой возгораться лампады, её начали почитать чудотворной.
Волынская заступница России
Почаевская икона также одна из самых почитаемых святынь России и западный её оберег. «Русскую землю, о Владычице, яко безпредельное горы Твоей подножие, от бед и искушений свободи и во благочестии тую сохрани до скончания века, – поётся в сегодняшней службе. – Богородице Почаевская, спаси и сохрани православную Русь».
Почаевская
На Волыни древний образ появился во второй половине XVI столетия. С ним сюда прибыл митрополит Константинопольской церкви Неофит. Остановился владыка у «богобойной» помещицы Анны Гойской. В знак благодарности за гостеприимство и «по наущению свыше» он благословил Анну Ерофеевну этой иконой. А на следующий год после объявления Брестской унии православная помещица «ради укрепления греческой веры» передала чудотворный образ Почаевскому монастырю.
Так обители суждено было стать форпостом православия на границе Русского мира и униатской Галичины. Лавра и в наше время подвергается опасности осады неонацистами.
Сил и крепости духа братии и местной православной общине придают святыни обители, в числе которых, конечно же, и чудотворная икона. Многочисленные исцеления от образа лично засвидетельствованы в монастырских книгах паломниками.
Об одном из них мы уже упоминали, рассказывая о бесновании пред иконой ненавистников православия из семьи почаевского магната-протестанта. Бесноватые и сегодня не могут находиться рядом с образом. В 2007 году ваш покорный слуга лично наблюдал припадок в Успенском соборе монастыря, где пребывает образ. Так что депутатам, которые голосуют сегодня за передачу лавры антиправославному украинскому государству, соваться туда всё же не стоит.
В 1721 г. монастырь захватили униаты. Когда же спустя почти 40 лет после отхода Волыни к России орден базилиан попросили очистить обитель (случилось это в 1831 году), они пустили слух, что икона Божией Матери «ушла» из Почаева в доминиканский монастырь. Тот находился неподалёку, но уже на австрийской территории, отошедшей после раздела Польши к Австрии (ныне это галицийская часть Тернопольской области). Однако стойкие в вере были вознаграждены сторицей. «Почти в то же самое время, когда распространялись подобные толки, – повествует «Сказание о Почаевской Лавре», – благодатною силою, присущей Ее чудотворной иконе, совершались дела дивные: страдавшие долговременными болезнями, пришедши в Почаев на поклонение Ее святому образу, мгновенно исцелялись; лишившиеся зрения прозревали, не владевшие руками и ногами обращались с верою и молитвою к Божией Матери перед Чудотворною Почаевскою Ее иконою и укреплялись в расслабленных членах своих».
Знамения Холмской и Белой Руси
Побывала в плену у католиков и Леснинская икона.
Обретена она была на Воздвижение 1683 года. Пастух села Лесны Гродненской губернии Александр Стельмашук в поисках заблудившихся коров увидел в чаще леса чудесный свет, пробивавшийся сквозь ветви грушевого дерева. Его излучала икона, представляющая собой вырезанное на овальном камне изображение Богородицы и Богомладенца. Образ был перенесен в православную церковь.
Через два-три года, когда слава о чудесном обретении иконы разнеслась по окрестностям, оккупационные польские власти отняли её у православных и перенесли в католический монастырь, что успели устроить в Леснах.
В 1863 году, когда Россия уже возвратила свои земли, леснинские братья приняли участие во втором польском восстании. Их изгнали, а обитель обратили в православный женский монастырь. С этого времени икона так прославилась чудесами, что к ней дважды приезжали на поклонение и молитву император Николай II и императрица Александра Феодоровна. В числе благотворителей обители был и святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Революция 1917 года заставила сестёр Леснинского монастыря перебраться в Бессарабию, а оттуда – в Югославию. В 1950 году они оказались во Франции. В 1967 году обитель возобновила свою деятельность в Нормандии. Правда, чудотворный образ находится в бывшем костёле, где в соответствии с европейскими ценностями власть запрещает устанавливать крест, но на каждую вечернюю службу Леснинскую икону переносят крестным ходом в домашнюю церковь, устроенную в административном здании монастыря. Хотя бы так…
Холмская же икона вообще не возвращена Церкви.
Холмская
Образ этот Даниил Галицкий привёз в первой половине XIII века из Киева в основанный им город Холм. Уже в следующем столетии, в итоге бездарной политики заигрывавшего с католическим Западом Даниила, Галицкая и Холмская Русь вошли в состав Королевства Польского, а ещё через два столетия были подвергнуты униатизации.
Лишь в 1878 году – спустя почти сто лет после возвращения Холмской земли в состав России – икону торжественно перенесли в православный собор Пресвятой Богородицы. 2 сентября 1888 г. перед ней молились император Александр III, его супруга Мария Фёдоровна и великий князь Николай Александрович (будущий страстотерпец Николай II).
В 1915 году во время германо-австрийского наступления икону вывезли в Москву. В 1918 году перевезли в киевский Флоровский монастырь. С 1923 по 1941 г. чудотворный образ прятали в своих квартирах православные киевляне. Об этом узнал «автокефальный епископ Иларион», и в 1943 году с санкции рейхскомиссариата православная святыня была переправлена в занятый «автокефалами» кафедральный собор Холма, где Огиенко (тот самый «Иларион») тогда работал настоятелем.
В июле 1944 года бежавший в гитлеровском обозе Иван Огиенко прихватил икону с собой, но под Люблином попал под бомбардировку и, очевидно, уцепившись за что-то более ему ценное, святыню «утратил». Обрелась икона только в 1996 году, когда некая Надежда Горлицкая передала образ луцкому Музею волынской иконы. Здесь Холмскую Богоматерь представляют ныне как «украинскую святыню», несмотря на явно греческое происхождение (написана на трёх кипарисовых дощечках) и трагическую русскую историю.
Звено единства
8 сентября (по русскому стилю) 1259 г. на лесном берегу реки Тускарь в окрестностях Курска один охотник заметил у корней дерева икону, лежащую лицевой стороной к земле. Как только зверолов поднял образ, на его месте забил источник. Набожный охотник построил на месте находки деревянную часовенку.
Курская коренная
Через некоторое время рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести ее в Рыльск. Но образ пробыл в городе недолго. Загадочным образом он исчез, чтобы обнаружиться на месте своего обретения. Святыню неоднократно относили в город, но она вновь и вновь возвращалась в лес. Тогда здесь для неё соорудили более основательную часовню.
В 1383 г. на постройку наткнулись крымские татары и решили её сжечь. Однако деревянное здание никак не загоралось. Лишь после того как татары рассекли чудотворную икону пополам, часовню удалось предать огню. Служившего при ней священника Боголюба взяли в плен и увели в Крым.
Через несколько лет послы московского князя выкупили о. Боголюба. Он поселился на прежнем месте. Нашел одну половинку иконы, а вскоре и другую. Обе части старец сложил вместе, и они срослись так, что не осталось и следа от разлома.
Более полутысячи лет икона привлекала к себе богомольцев, даря паломникам исцеление и укрепляя в вере. Среди исцелившихся был и умиравший от тяжёлого недуга отрок Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим Саровский.
В 1920 г. Курская Коренная была эвакуирована в Грецию. В 1925 г. святыня была перенесена в Белград. В 1950 г. как главная святыня русского зарубежья икона была перевезена в США. Именно пред ней упокоился в молитве святитель Иоанн Шанхайский.
К сожалению, живём мы в то время, когда официозные побратимские отношения устанавливаются не только с зарубежными городами, но и между городами русскими. Так побратимом того же Рыльска является соседний, но «древний украинский» Глухов – восточная крепость Черниговского княжества, в 1503 г. отвоёванная у Литвы государем всея Руси Иоанном III. Здесь, под Глуховом, в четырёх километрах от нынешней украинско-российской границы, в начале XVI века пчеловодам, которые устраивали в лесу ульи, чудесным образом явилась икона Рождества Богородицы.
В 1648 году на месте обретения святыни была основана Глинская пустынь. Название своё получила она от имени своих тогдашних благотворителей из литовского княжеского рода Глинских (великая княгиня Елена Васильевна Глинская была невесткой государя Иоанна III и матерью Иоанна IV).
Глинская икона Рождества Богородицы, прославившаяся множественными исцелениями, к настоящему времени, к сожалению, утрачена.
На Глинской иконе изображены праведный Иоаким, праведная Анна и младенец Мария на руках у служанки
На Сиверщине – в лесу на берегу реки Домницы – явилась в XV веке и чудотворная Домницкая икона. Сейчас она пребывает на месте обретения – в Домницком монастыре, что в семидесяти километрах на восток от Чернигова.
Северное сияние
Гораздо меньше дошло до нас сведений о великорусских иконах, празднуемых на Рождество Богородицы. Однако знаем, что во многом истории их сходны с обретением Курской Коренной, Леснинской, Глинской святынь.
Исааковская икона Рождества Пресвятой Богородицы явилась в 1659 году в ветвях ивы неподалеку от села Исаакиевского, что в Пошехонье. От неё исходил «необычайный свет, подобный солнечному». После молебного пения сельский священник благоговейно снял образ с дерева и перенес его в село, но на следующий день в храме икону не обнаружили – она была на том месте, где её впервые нашли. На месте явления чудотворной иконы построили часовню, вокруг которой постепенно образовался скит. В 1758 году здесь был построен каменный храм, в который и перенесли образ.
В 20-х годах ХХ столетия Исаакова пустынь была закрыта, судьба иконы неизвестна.
Также трижды исчезала из села Игнатьевского в 1594 году Лукиановская икона Рождества Богородицы, оказываясь на месте обретения в урочище Поковитино-Раменье (недалеко от Переславля-Залесского). Тогда священник Григорий испросил у патриарха Иова благословение перенести сельский храм (тоже в честь Рождества Богородицы) на место явления образа.
Леснинская
В смутное время храм был разрушен и разграблен поляками. Однако Лукиановская икона избежала участи Леснинской и Холмской – её вместе с запрестольной Смоленской захватчики чудом не заметили. Правда, несколько десятилетий были они скрыты по нашим грехам и от русского взора. Лишь в 1640 году в Раменье пришел инок Лукиан из Угличского монастыря и нашёл в запущенной церкви иконы, оставшиеся невредимыми. В честь этого события был выстроен новый храм и основана Лукиановская обитель.
Лукиановская
Сямская икона Божией Матери – единственная спасшаяся во время пожара 1542 года в Сямском Вологодском монастыре. Это самая северная икона, соборно чествуемая на Рождество Богородицы. Она как бы соединяет через Исаковскую и Лукиановскую, а затем Курскую на востоке и Леснинскую на западе всё средневековое «русское ожерелье», поднесённое нашими благочестивыми предками Богородице на Её Рождество.
Сямская