Альтернатива, или Прощание с либеральными иллюзиями

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

«Ничто не меняется в этом мире, – пишет убелённый сединами и умудрённый опытом политический обозреватель Альберт Мюллер в своем блоге «Страницы к размышлению», касаясь результатов выборов в бундестаг. – Можно подумать, что мы находимся в Германии ноября 1932 года, когда обескураженные социал-демократы безнадёжно напивались пивом в гастштеттах, силясь понять, почему их победил Адольф Гитлер». 

Неожиданно высокие показатели «Альтернативы для Германии» (АдГ) на федеральных выборах стали шоком для либеральной немецкой общественности. АдГ без труда взяла третье место на выборах и будет иметь 94 депутата в бундестаге (при общем количестве 631 депутат). Это уже не партия-маргинал, она уверенно вышла на общенациональную арену.

От этого либералов начинает терзать страх. Послушать их, так Четвёртый рейх уже стучится в дверь. И самое страшное то, что «Альтернатива» пришла надолго, она будет наращивать своё влияние, отвоёвывать всё более значимые позиции и однажды сформирует правительственную коалицию. А это, мол, конец немецкой демократии. В такой постановке вопроса есть преувеличение, как и во всём, что делают крупные немецкие СМИ, которым всегда необходим элемент сенсационности (что, кстати, помогло АдГ завоевать пару дополнительных очков).

Сейчас начинается анализ причин поражения, которое ХДС/ХСС и СДПГ потерпели от «Альтернативы», отнявшей у них значительные сегменты сторонников. Особенно сильно пострадала ХДС, из которой в АдГ перебежало, по некоторым данным, до 20% избирателей. 

Первый и главный вывод из анализа результатов выборов состоит в том, что враждебность к эмигрантам, национализм, шовинизм не являются продуктами деятельности АдГ. Те, кто так думают, путают симптом и причину болезни. И если общество этого не поймёт, АдГ на самом деле станет очень влиятельной силой в Германии. Вместе с тем, считает тот же А. Мюллер, успех «Альтернативы» – это не катастрофа, это элемент нормального функционирования демократии.

Объективные причины успеха АдГ лежат на поверхности. В Германии снова, как в начале 1930-х годов, стал увеличиваться разрыв между богатыми и бедными. «Государство социального благоденствия», которым так долго гордились немцы, ветшает и теряет силу. Теперь в фешенебельных районах Берлина, Гамбурга, Мюнхена появились заметные признаки отдельной, во многом изолированной от немецкого общества жизни. Иллюзия классового сближения 60-80-х годов растаяла. 

Например, в центре Берлина, в районе театров и музеев, на выборах больше всех голосов взяли зелёные. Здесь живут интеллектуалы и эстеты. Они об АдГ разве что слышали, им очень далеки нужды бауэров в саксонской деревне. Что касается социал-демократов, которые опираются на жителей индустриальных районов страны, которые, так и не дождавшись от СДПГ честной борьбы за свои права, тоже частично ушли к АдГ. 

А самый большой контингент сторонников «Альтернативы» находится в провинции, в глубинке. Прежде всего на востоке и юге ФРГ, где страна не такая пёстрая и современная. Это люди «мозольного труда», которых кто-то высокомерно называет «отбросами модернизации». Они по-прежнему копаются на земле и занимаются мелким ремеслом, считают каждый евро, живут сплочёнными общинами и настороженно относятся к пришельцам. Они не чувствуют к себе интереса «народных партий» (ХДС и СДПГ), для которых являются «инертной массой». Для этих «отбросов модернизации» немецкие СМИ существуют в другой жизни и занимаются пропагандой. 

Через 14 лет после принятия либерально-реформаторской «Повестки 2010» в Германии появилась неуверенность. Рушатся договорённости по тарифам, повсеместно вводится частичная занятость, укореняется скудная медицина для бедных. Если раньше молодёжь думала, какие профессии её дети будут изучать, куда можно поехать в путешествие, когда завершится выплата кредита за домик, то сегодня она задаёт себе другие вопросы: можно ли позволить себе купить дом и завести детей, как избежать нищей старости. Те, кто называют подобные заботы старомодными и обывательскими, никогда не поймут, почему освобождающиеся ниши заполняет «Альтернатива для Германии». 

Кстати, и Левая партия не смогла привлечь на свою сторону недовольных, сделавших выбор в пользу АдГ. А дело в том, что Левая воспринимается как часть системы. Кроме того, Левая сделала ставку на политику приёма беженцев, что тоже отняло у неё часть симпатий. 

Ведущие СМИ Германии, насиловавшие сознание немцев темами беженцев и исламского террора, породили неуверенность в завтрашнем дне, что стало ещё одним фактором восхождения «Альтернативы». В этой партии мелькают радикалы, можно встретить даже сторонников нацизма, но её основной состав – просто консервативно мыслящие люди. Раньше они голосовали за ХДС, но там в результате либеральных реформ национально-консервативное крыло сократилось. И демохристианам будет очень непросто вернуть потерянных избирателей, если она вступит в правительственную коалицию с зелёными и СвДП.

Правда, страх либеральной общественности перед АдГ преувеличен. Ещё неизвестно, какими окажутся подходы этой партии к решению большинства острых социальных проблем – пенсионной реформе, трудовым отношениям, социальному обеспечению, доступной медицине. В повседневной работе бундестага «альтернативность» АдГ может попросту сдуться. К тому же эта партия, как показал конфликт Фрауке Петри и Александра Гауланда, имеет довольно шаткую внутреннюю конструкцию.

Вместе с тем СДПГ намерена уйти в оппозицию в первую очередь для того, чтобы не сделать лидером оппозиции «Альтернативу». Значит, руководители СДПГ не готовы понять, что причина их поражения не в АдГ, а в собственных ошибках. Более того, чем энергичнее основные партии Германии борются с «Альтернативой», тем больше они увеличивают её популярность. 

Новая реальность заключается в том, что в Германии сложился достаточно большой массив национально-консервативного толка, имеющего теперь свою партию. И если в стране обрисовался потенциал социального протеста, значит, политические силы, удовлетворяющие требованиям этого протеста, будут прибывать. Бороться с ними можно лишь путём выстраивания социально ориентированной политики, которая позаботится о брошенных людях глубинки. 

В этом смысле избрание Ангелы Меркель канцлером в четвёртый раз может сыграть для Германии роковую роль. Если канцлер продолжит прежнюю социально-экономическую политику, то и АдГ продолжит своё восхождение. И тогда, вполне вероятно, через четыре года немцы скажут: в 2017 году «Альтернатива» нас лишь немного испугала, а теперь нам по-настоящему страшно.